Главная / Краеведы / памятные даты / «50 лет сооружению нового глубоководного порта на Дальнем Востоке»

«50 лет сооружению нового глубоководного порта на Дальнем Востоке»

Идея строительства нового мощного порта глубоководного порта на Дальнем Востоке возникла в шестидесятые годы в процессе формирования совместной стратегии торгово-экономического сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского региона.  Итогом совместных переговоров развития японо-советской внешней торговли стало проектирование строительства Восточного порта с 64 причалами, обширными складскими площадями, железнодорожными подходами, автомобильными дорогами.

17 апреля 1971 года Центральный Комитет ВЛКСМ официально объявил строительство глубоководного порта Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Весть о строительстве уникального порта стало достоянием всей страны. Молодёжь устремилась на берега бухты Врангель.

В декабре 1973 года был введён в эксплуатацию первый причал, и на погрузку леса в новом порту встал теплоход «Шадринск». Производственно-перегрузочный комплекс № 1 вступил в действие в декабре 1973 года, и  стал структурным подразделением порта. 28 февраля 1974 года они объединяются под общим названием «Восточный порт».

В журнале «Япония» председатель совместного экономического совета Кацуму Ямагата утверждал: «Строительство порта в бухте Врангеля имеет многостороннее значение, и в ближайшем будущем через Сибирь в Европу пройдёт важнейший мировой транспортный и торговый путь».

С началом строительства и до 1987 года первым начальником Восточного порта был В.А. Васянович, который вынес на своих плечах все тяготы становления нового порта, создание нового коллектива профессионалов высшего класса.

В 2008 году в центральном сквере посёлка Береговой первому начальнику Восточного порта был открыт памятник. Памятник представляет чугунный бюст на четырёхметровом постаменте. Автором памятника является известный находкинский скульптор, член Союза художников России – Евгений Самбурский. В январе 2020 года АО «Восточный Порт» вручил 27 ученикам учащихся средних школ микрорайона Врангель специальные ученические стипендии имени В.А. Васяновича.

В ближайшие годы были сооружены лесной комплекс,  угольные комплексы, причалы контейнерного терминала. Природные глубины и пологие берега создали идеальные условия для стивидорной деятельности. В структуру порта вошёл портовый флот. Суда, прибывающие в порт, получают агентское обслуживание. По объёму годового грузооборота Восточный порт через пятнадцать лет вышел на первое место среди портов Дальнего Востока.

На имидж порта работают и природные факторы – незамерзающая и глубоководная бухта до 22 метров, позволяет заходить сюда крупным океанским судам водоизмещением до 150 тысяч тонн. С 2010 года на контейнерном терминале начала работать новая регулярная каботажная линия «Камчатские линии». Основным грузом угольного комплекса является экспортный уголь, добываемый в Кузбассе,  перерабатывается более 18 миллионов тонн в год. Постоянная клиентура порта насчитывает свыше шести тысяч грузоотправителей и получателей грузов, ежегодно к его причалам швартуется до двух тысяч судов из разных стран. Восточный порт постоянно модернизируется, продолжается строительство новых причалов, идёт развитие железнодорожных припортовых инфраструктур, появляются новые технологические линии, идёт расширение номенклатуры грузов. В ближайшие годы в соответствии с развитием международного рынка  Восточный порт  будет развивать  свои  мощности.

Рекомендуем к чтению:

Восточный порт России. 30 лет в истории. 10 лет в бизнесе. – Хабаровск: Приамурские ведомости, 2004. – 98 с.

 

 

Восточный порт России. – Хабаровск: Приамурские ведомости, 1999. – 96 с.

 

 

Первый начальник порта – Виктор Андреевич Васянович: исследовательская работа  Владислава Болотова, ученика 11 «А» класса МБОУ «СОШ №18». – Врангель, 2020. – 4 с.

 

Зоя Николаевна Ковалёва, главный библиотекарь краеведения Городской библиотеки-музея МБУК «ЦБС» НГО.

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели