Главная / Про книги, про чтение / ЧИТАЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ! ЖУРНАЛ «ЗВЕЗДА». – 2022. – ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ

ЧИТАЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ! ЖУРНАЛ «ЗВЕЗДА». – 2022. – ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ

Центральная городская библиотека расскажет Вам, наш читатель, о литературно-художественных журналах 2022 года.
«ЗВЕЗДА» – старейший ежемесячный «толстый» журнал России. Из всех журналов, когда-либо издававшихся в северной столице со дня ее основания, ни один не выходил, подобно «Звезде», более 95 лет без перерыва.
В 2022 году открывают первый номер журнала «Звезда» публикации Александра Кушнера – подборка стихов и «Биография» – один из главных материалов номера, задавший литературно-художественный тон публикациям этого года.

Кушнер, Александр. Стихи / Александр Кушнер. – Текст : непосредственный // Звезда. – 2022. – №1. – С.3 – 6.

Кушнер, Александр. Биография/ Александр Кушнер. – Текст : непосредственный // Звезда. – 2022. – №1. – С.7 – 24.

Александр Кушнер – русский советский и российский поэт, эссеист. Автор около 50 книг стихов, ряда эссе и статей о классической и современной русской поэзии, собранных в семи книгах. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Фрагменты биографии – достойный повод для размышления, чтобы доверительно сообщить читателю важное, сокровенное. А биография поэта, о котором Иосиф Бродский писал: «Александр Кушнер – один из лучших лирических поэтов ХХ века, и его имени суждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский…»
Интереснейшие размышления А. Кушнера о поэзии и литературе:
«Поэтический дар просыпается рано, почти так же рано, как музыкальный. Он вложен в ребенка с самого начала: греки считали, что муза подбрасывает будущему поэту флейту в колыбель. Променять ее на что-то другое (на служебную карьеру, на картежные ли страсти, на политическую борьбу – все равно на что) – тяжкий грех. Дар – это то, чем нельзя гордиться: твоей заслуги здесь нет, его надо отработать. Зато, реализованный, он избавляет счастливца от страха смерти. Поэты умирают мужественно, как воины-профессионалы.»
Александр Кушнер с женой поэтом и литературоведом Еленой Невзглядовой.

А из подборки стихов я выбрала эти:

Художнику море позирует, море –
Капризный натурщик, не то что гора.
Сегодня оно в белогривом уборе,
А гладко приглажено было вчера.

А ты не рисуешь, ты пишешь и можешь
Представить любым его, вообразить,
Назвать грубошерстным или светлокожим
Или вообще про эпитет забыть.

И рифма внезапна, и этот трехсложник
Не знает, что выберет: свет или тьму.
Тебе позавидовать может художник,
А ты, его морем любуясь, — ему.

Мольберт и складную скамеечку снова
Поставит у моря, встречая рассвет.
Как много стихов начинал я со слова
«Художник», как мало со слова «поэт»!

А. Кушнер

В февральском номере «Звезды» в рубрике Эссеистика и критика хочется посоветовать прочитать эссе российского литературоведа Елены Невзглядовой «Перечитывая «Анну Каренину».

Невзглядова, Елена Всеволодовна. Перечитывая «Анну Каренину» / Е. В. Невзглядова. – Текст : непосредственный // Звезда. – 2022. – №2. – С.226 – 234.

Елена Всеволодовна Невзглядова (род. в 1939 году) – поэтесса и филолог, критик, литературовед, эссеист. Окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета. Работала в школе, библиотеке АН СССР, на телевидении, в журнале «Аврора». Член Союза писателей Санкт-Петербурга (1991). Лауреат Санкт-Петербургской премии «Северная Пальмира» (1999) и премии журнала «Звезда» (2009). Награждена медалью Пушкина (2019).
Её статья о прочтении «Анны Карениной» Льва Толстого. Как читается этот роман сейчас, через полтора века после выхода его в свет. И сегодня, считает Елена Невзглядова, поражает современность романа, его вневременность, «вечность». «Это лучший роман на свете. Можно ничего не читать, а только перечитывать «Анну Каренину» и оставаться, и чувствовать себя человеком.» – считает автор.
Конечно, за почти 150 лет со дня написания романа изменилась жизнь, но люди остались теми же. Героев романа мы повсеместно встречаем в нашей жизни. Это и «княгиня Щербацкая, глупая наседка, и князь Щербацкий, своей прямотой напоминающий старика Болконского; братья Левины, такие разные; Стива Облонский, легкомысленный женатый холостяк, и Сергей Иванович Кознышев, не решившийся жениться философ; княгиня Бетси Тверская («развратнейшая женщина»), и мать Вронского, светская дама с дурной репутацией… Какие живые эти действующие лица, почему-то узнаваемые при первом же прочтении», – восхищается автор.

Полюга, Михаил Между двумя морями: повесть/ Михаил Полюга. – Текст : непосредственный// Звезда. – 2022. – №1. – С.30 – 107.

Михаил Юрьевич Полюга – поэт и прозаик, автор стихов и прозы, сказок для детей, член Национального союза писателей Украины и Союза российских писателей, родился в городе Бердичеве в семье учителей.
В журнале представлен повестью «Между двумя морями». Автор наблюдателен, что позволяет ему удивительно реалистично, соединяя в слоге поэзию и быт, описывать отдых главного героя с его семьей, отдыхающих на море на полуострове Тамань. Отдыхая, главный герой остро осознает противоречивые состояния своей души: «Тамань – полуостров, разделяющий Азовское и Черное моря…». Азовское море более мелкое, как будто бы легкое, воздушное, с порывами ветра подобно его жене Евгении. Черное море, бескрайнее, бурное, глубокое чем-то напоминает его знакомую Ольгу. Два моря человеческой жизни, помогающие ему лучше познать себя, отказаться от вымышленной судьбы. «А ведь всегда мечтал, чтобы любимая верила и ждала. Разве не в том сила любви, чтобы всю жизнь ждать?».

Тхоржевская, Мария. Обыкновенное швейцарское убийство. Не детектив/ Мария Тхоржевская. – Текст : непосредственный// Звезда. – 2022. – №1. – С.113 – 126.

Автор – актриса Мария Тхоржеская окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (1984), работала в Молодежном театре на Фонтанке. В 1989 году переехала в Швейцарию, где вышла замуж за актёра Дана Винера. Они создали свой театр для двух актеров.
Повесть рассказывает о приключениях нашей соотечественницы за рубежом. Вместо громких расследований и скандальных убийств – обычная повседневная жизнь. Эта история о взаимодействии и конфликтах представителей двух разных культур, оказавшихся в одно время и в одном месте.
Описание событий сопровождается легкой авторской иронией, что оживляет повествование.
В рубрике «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ» представлены главы из книги «Теорема Столыпина» профессора Школы исторических наук Высшей школы экономики Михаила Абрамовича Давыдова, занимающегося историей более тридцати лет. Начало публикации глав из книги состоялось в «Звезде» в пятом и шестом номерах 2021 года.

Давыдов, Михаил. Теорема Столыпина: главы из книги/ Михаил Давыдов. – Текст : непосредственный // Звезда. – 2022. – №1. – С. 166 – 192; №2. – С. 154 – 179.

В книге много героев. Это не только Петр Столыпин, но и землеустроитель, активнейший участник столыпинских преобразований, выходец из Дании Андрей Кофод; выдающийся правовед, историк и даже естествоиспытатель Борис Чичерин; историк Николай Михайлович Карамзин; «начальник штаба по крестьянской части» Павел Киселев; промышленник Джон Юз; общественный деятель и предприниматель Александр Поль и многие другие. На основании широкого круга источников автором обосновывается концепция, согласно которой в 1861– 1905 гг. правительство империи – во многом сознательно – пыталось реализовать антикапиталистическую утопию, первую в нашей истории. Утопию о том, что в индустриальную эпоху можно быть «самобытной» великой державой, то есть влиять на судьбы мира, в принципе отвергая и игнорируя то, за счет чего добились успехов конкуренты, и в первую очередь – общегражданский правовой строй и свободу предпринимательства.
Открывает публикацию глава «Очень странное сближение» о народничестве, где рассматриваются отношения и взгляды интеллигенции по земельному вопросу. В главе «Родословная нищеты или как нам придумать Россию» М. Давыдов рассматривает особенности роста и развития сельского хозяйства России в пореформенный период, когда в сознании общества укоренилась идея народных бедствий и страданий крестьян, как истинных, так и мнимых.
В главе «Родословная нищеты или как нам придумать Россию» М. Давыдов рассматривает особенности роста и развития сельского хозяйства России в пореформенный период, когда в сознании общества укоренилась идея народных бедствий и страданий крестьян, как истинных, так и мнимых. Он приходит к выводу, что оперирование усеченным набором исторических фактов допускает интерпретацию их определенным образом.
Филологическая проза профессора кафедры литературно-художественной критики Московского государственного университета, лингвиста и писателя Владимира Новикова будет интересна любителю слова несомненно.

Новиков, Владимир. Чужое слово : филологическая проза / Владимир Новиков. – Текст: непосредственный. // Звезда. – 2022. – № 3. – С. 93–111.

Цикл маленьких рассказов Владимира Новикова «Чужое слово» (с подзаголовком «Филологическая проза») начинается с весьма характерных для любого филолога наблюдений за чужой речью, специфическими особенностями бытования в языке отдельных слов. Воссозданию филологической атмосферы способствует и появление в тексте ученых – Ю.Н. Тынянова, Г.Н. Поспелова, В.Н. Топорова, писателей – В.П. Катаева, В.А. Каверина, а еще – присутствие особого, опять же «филологического» юмора. Автор говорит: «Чужое слово – это и крылатые перлы классиков, и слова, случайно услышанные на улице… Начав в конце прошлого столетия писать о языке, я сделался шпионом. Вы и не догадываетесь, что я вас подслушиваю»

Попов, Валерий. Сочиняя жизнь : повесть/ Валерий Попов. – Текст: непосредственный // Звезда. – 2022. – №3. – С.7 – 58.

Писатель и кинодраматург Валерий Георгиевич Попов рассказывает в повести о своем (героя тоже зовут Валерий Попов) советском детстве и отрочестве, захватывает и зрелые годы. Читая, погружаешься не просто в советскую атмосферу, а в детство и юность. Повествование – доверчивое и простодушное, ты видишь мальчика с широко открытыми глазами, познающего жизнь. Светлая и теплая как солнечный день повесть.
Попову удается много рассказать о взрослении, не допуская грубости, пошлости, излишней откровенности. В повести описана и весьма непростая дружба. У многих из нас, пожалуй, найдется в жизни такой «и не друг, и не враг, а так». Дружок главного героя описан так искусно, что кажется будто ты его видел, слышал. Текст пронизан спокойной созерцательностью, добротой и даже великодушием. Вот беседа со старым грузином-работником столовой из повести :

« – Послушайте, – спросил я, – чего вы такой веселый? Получаете много?
– Да, – сказал он, – девяносто рублей. Да еще за бой посуды вычитают. Так что прилично.
– Но зато у вас сад, наверное, лавровый лист?
– Лавр – хорошее дерево. Только нет у меня, замерзло.

Он засмеялся и ушел, еще раз утвердив меня в мысли, что на одни и те же деньги можно жить и богато, и бедно. И что никаких исключительных причин для радости у них нет, и веселы они от тех же самых причин, от которых мы так грустны».

Скандери, Михаил. Река, дорога, река : рассказ / Михаил Скандери. – Текст : непосредственный.  // Звезда. – 2022. – № 3. – С. 61 – 87.

Обратите внимание на прозу молодого автора Михаила Скандери. Герой рассказа – вольноопределяющийся Артем едет в село Тегульдет, где был последний раз в одиннадцатилетнем возрасте. В повествовании о некоем семейном роке, который, невзирая на городское воспитание, приводит юношу в эпицентр древних, полумифических и внезапно вполне реальных семейных распрей, в которых замешаны силы зла. Реальность и потусторонний мир в сюжете переплетаются друг с другом, стоит отметить и язык повествования. Все это дает возможность отнести прозу к так называемому «магическому реализму», тем более что автор строит сюжет на основе древнего языческого фольклора. Возможно, в этом состояла художественная задача автора.

Приглашаем Вас в Центральную городскую библиотеку!

О журнале рассказала главный библиограф ЦГБ Ирина Хриенко

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели