Главная / Про книги, про чтение / ЧИТАЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ! ЖУРНАЛ «МОСКВА». ЯНВАРЬ – ИЮНЬ 2022 года.

ЧИТАЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ! ЖУРНАЛ «МОСКВА». ЯНВАРЬ – ИЮНЬ 2022 года.

Художественно-литературный журнал «Москва» выходит с 1957 года.
В Центральной городской библиотеке большая подборка журнала за прошлые годы.
В обзоре мы с вами познакомимся с некоторыми художественными и публицистическими произведениями, опубликованными в первой половине 2022 года.
Первый номер журнала 2022 года – праздник хорошего рассказа. В номере более десятка рассказов: «Жены стареют, а студентки третьего курса – никогда» Евгения Борисова, «В погоне за Призраком» Сергея Зельдина, «Ох, ё!» Егора Куликова, «Маленький Будда» Дмитрия Ермакова и других авторов.

Слепынин, Олег. Златник : роман / Олег Слепынин. – Текст : непосредственный// Москва. – 2021. – №12. – С. 45 – 110 ; 2022. – №1. – С. 8-57

Олег Семёнович Слепынин уроженец Магаданской области, там же закончил школу, затем институт – в Москве, живёт на Украине в г. Черкассы; член Союза писателей России. Много печатал рассказов, повестей, стихов в журналах: «Москва», «Воин России» (Москва); «Дальний Восток» (Хабаровск), «Океанский проспект» (Владивосток), «Новый журнал» (Нью-Йорк) и многих других.
Начало романа «Златник» опубликовано в 12-ом выпуске «Москвы» за 2021-ый год. Авторский подзаголовок романа «Невероятные любовные приключения Филикса и Златы в эпоху Конца света». События философско-приключенческого романа разворачиваются в момент начала пандемии COVID-19 в Москве, Киеве, Севастополе, Счастливцево, Черкассах, куда попадают герои, используя систему резонаторов, размещённых в памятниках Пушкину (Москва), князю Владимиру (Киев), 35 батарея (Севастополь). Он и она в романе Слепынина совершают опасное романтическое путешествие. Во время своих жизненных мытарств он и она оказываются на современной Украине, что даёт писателю повод поговорить с читателем на историософские и геополитические темы. Вот это потаённое, быть может, подсознательное желание персонажей романа – её и его – вернуться в древний Киев определяет действия в романе. Он и она сердечно приникают к религиозным святыням Киева и являются в монастырь с намереньем обвенчаться.

Акчурин, Сергей. Блеки и волшебные истории : сказки/ Сергей Акчурин. – Текст: непосредственный // Москва. – 2022. – №1. – С.117 – 137.

Прозаический цикл Сергея Акчурина «Блеки и волшебные истории» – цикл занимательных новелл, посвящённых собаке Блеки. Автор создаёт шутливый бестиарий в русле гофмановских «Записок Кота Мурра». Но наш современник Акчурин строит свои новеллы как весёлые были-небылицы с воспитательным оттенком. Мистика у Акчурина если и появляется, то приобретает шутливый и безобидный характер.

Осинский, Валерий. Самозванец : повесть / Валерий Осинский. – Текст : непосредственный // Москва. – 2022. – № 2. – С. 3 – 99.

Валерий Аркадьевич Осинский – писатель и литературовед. Окончил Кишинёвский пединститут, в 1997г. – Литературный институт им. А. М. Горького.
«В середине перестройки близкий друг нашей семьи Неля Михайловна Вожакова передала моему отцу, в то время заместителю главного редактора «Московской правды», пухлую бумажную папку с документами. Это были воспоминания ветерана Первой мировой войны, георгиевского кавалера и участника похода на Петроград армии Юденича. Такого рода сочинения в те годы пачками приносили в редакцию пожилые люди… Отцу же было недосуг, и, поощряя мои первые литературные опыты, он отдал папку мне.», – пишет автор. На основе этих документов и написана повесть.
Повесть по воспоминаниям ветерана Первой мировой войны, георгиевского кавалера и участника похода на Петроград армии Юденича…. О Гражданской войне, о секретной миссии русских офицеров в Данию, к дому Романовых, затем в Сербию, ко двору царя Александра, о своем возвращении в Россию через белый Крым.

Интересна повесть кинорежиссера Юрия Кузина с говорящим названием «Люцифериада».

Кузин, Юрий «Люцифериада» : повесть. / Юрий Кузин. – Текст: непосредственный. // Москва. – 2022. – №3. – С.13 – 60.

Юрий Кузин окончил ВГИК, он режиссер-постановщик, сценарист и продюсер. В 1988 году провел международную конференцию по творчеству Андрея Тарковского во Львове, где выступил инициатором создания Общества А. Тарковского при Союзе кинематографистов СССР. С фильмом «Левша» («Der Link­shander») о детстве Гитлера конкурировал в 1999 году на Каннском кинофестивале с «Молохом» Александра Сокурова. Лауреат международных премий в области кино. Член Союза кинематографистов РФ.
Юрий Кузин создал произведение, главный герой которого – творческая личность (он сам), вынужденная пробивать себе дорогу в жизни. Кинорежиссёр рассказывает о социальных мытарствах на поприще искусства, одновременно излагает свою религиозно-этическую концепцию творческой личности. У кинорежиссера есть опыт написания книг философского толка. Текст повести сопровождается автокомментариями, что крайне занимательно читать. Юрий Кузин настаивает на непознаваемости Бога, на недоказуемости Его существования и накладывает на человека колоссальную ответственность за свои поступки. Возникают параллели с «Театральным романом» Булгакова и с его же относительно «ранней» повестью «Дьяволиада». В духе Булгакова Кузин на своём примере излагает опыт выживания творческой личности в условиях лицемерного мира.
«А что, если не клеймить зло, а выслушивать? Что, если бесов укладывать на кушетку, – не так ли поступали Фрейд, Юнг, Адлер и Карен Хорни, разрушая репутации добропорячных европейцев? И в самом деле, разве, выпустив пар, Люцифер не выложит карты на стол? Так я рассуждал в 1998-м, доводам рассудка предпочитая жизненный порыв.»

Орлов, Роман.  Козельск : пьеса. / Роман Орлов. – Текст: непосредственный. // Москва. – 2022. – №3. – С. 90 – 108.

Абсолютно нереальная история, которая не имеет никакого отношения к реальному Козельску, – сообщает автор. А в перечне действующих лиц он присутствует как реальное лицо: «Козельск – злой город («говорит» за кадром, наблюдая за всем происходящим, как зритель за действием, разворачивающимся на сцене или на экране).
До того, как откроется занавес, следует реплика Козельска: «Сколько можно? Нет, ну сколько можно? Вы только посмотрите, едят тя мухи. Что они опять задумали? Господи, дай мне сил и это пережить.»
В показе небольшого русского города Орлов несколько парадоксально совмещает абсурд и натурализм. Натуралистично воссоздана стандартная для наших дней трагикомическая ситуация: денег нет и им совершенно неоткуда взяться. Между тем, у города Козельска имеются свои исторические традиции, свои достопримечательности, и руководители города, несмотря на безденежье, пытаются что-то сделать во славу Козельска, который периодически появляется на страницах пьесы в качестве живого существа и немало удивляется людской фантасмагории. Один из персонажей пьесы высказывается почти как у Гоголя : «Я бы, Ричард Иванович, мог долго дискутировать с вами, но поверьте, поверьте человеку, который вот уже пятнадцать лет, да что там – всю жизнь для народа, во имя народа, среда – это последнее, что интересует нашего человека. Русский человек не обращает внимания на бытовые неурядицы. На неустроенность. Он вам не зажравшийся бюргер, который думает только о том, как бы красиво попить пива и вкусно поесть колбаску. Русский человек мыслит иными категориями, другими масштабами. Это всё, всё, что здесь есть, мелочи жизни, это все не важно. Он мировая душа».

Автор книг прозы на белорусском и русском языках, а также книг по истории («Иная Русь» и «Русь и Литва») Алесь Кожедуб опубликовал в журнале роман «Черный аист».

Кожедуб, Алесь. Черный аист : роман / Алесь Кожедуб. –  // Москва. – 2022. – № 5. – С. 11 – 80; № 6. – С. 89 – 145.

Алесь Константинович Кожедуб родился в 1952 году в г. Ганцевичи Брестской области. Окончил Белорусский государственный университет и Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького в Москве. Работал учителем, научным сотрудником, редактором на телевидении, главным редактором издательства «Советский писатель» и заместителем главного редактора «Литературной газеты». Лауреат литературных премий имени Михаила Шолохова, Ивана Бунина, дипломант премии имени Антона Дельвига.
В романе автор пишет о своей юности. Казалось бы, что такого в описании: как ты учился на филологическом, мечтал стать фольклористом, занимался спортом, ездил на практику, заглядывался на девушек? Мы все умеем вспоминать. А у автора текст увлекательный, легкий слог, и некий свет, чистота юности. Мольфары, Полесье, и прочая белорусская экзотика придают тексту особое очарование.

Поликарпов, Александр. Ванька-дурак из страны дураков: рассказ/ Александр Поликарпов. – Текст: непосредственный // Москва. – 2022. – № 5. – С. 121 – 138.

Чрезвычайно трогательный рассказ автора из села Владимирской области. Рассказ о судьбе соседа, бывшего военнопленного. Жизненное и очень русское по своему простодушию и совестливости повествование. Герой – русский кузнец, попавший во время войны в немецкий плен, побывавший во французском Сопротивлении…
Александр Поликарпов записал рассказ старика, выбрал главное, существенное, а также то, о чем мало говорили, а то и не говорили вовсе, но что важно знать, – и смог написать интересно, без единого лишнего слова.
В конце рассказа прошлое соединяется с днем сегодняшним.

«Вот так-то, Сашка! Такое мне выпало приключение. Тут тебе и де Голль, тут тебе и родина. Правильно жили? Не правильно?
На той неделе стою в магазине за сигаретами. Заходят двое. Не наши. Городские, из новых. Обошли прилавки, мне слышно, что говорят.
Один смеется:
– Товара в деревне стало полно. Жрачки завались. Жизнь другая.
Второй ему:
– Жизнь другая. Народ тот же. Как сидели в Стране дураков, так там и остались.
Взяли пива, пошли на выход. Я за ними. Сильно меня обидели эти слова. Мы что же, в войну Страну дураков защищали?
На крыльце окликаю:
– Слышь-ка!
– Чего?
– Был бы я помоложе, морду бы тебе набил за такие слова.
Он, вижу, взбесился. Думал, ударит.
– Был бы ты помоложе, я бы тебя тут сам уложил, чтобы рта не раскрывал, когда не спрашивают. Ты, дед, видно, дураком всю жизнь прожил. Ничего вокруг себя не видел, что почем, не понимал. Ты и есть житель Страны дураков.
Я, Сашка, может, мало понимаю. Я, может, и вправду дурак. Но себе так рассудил. Если родина тебе как любимая, на что тогда другую искать? А не любимая — ступай на все четыре стороны, не мути тут. Если как любимая, то куда от любимой денешься? С ней все сладко. Без нее все горько. Вот так. И больше ничего.»

 

В итоге ты понимаешь, что война не закончилась. Те, что раньше называли нас на немецком «русскими свиньями», cегодня на русском зовут нас «Cтраной дураков», да еще и живут в России. Фронт видоизменился. Враг действует в тылу. Россию и сегодня следует защищать.

В журнале рубрики Публицистика и Культура наполнены статьями по истории и культуре.

Барыкин, Юрий. Неизвестный «товарищ» Керенский / Юрий Барыкин. – Текст: непосредственный. // Москва. – 2022. – № 1. – С. 154 – 178.

Барыкин, Юрий. Корниловский мятеж / Юрий Барыкин. – Текст : непосредственный // Москва. – 2022. – № 6. – С. 154 – 190.

Юрий Михайлович Барыкин – независимый историк и публицист, автор многочисленных публикаций по истории России. Учился на историческом факультете Читинского педагогического института. Автор многочисленных публикаций по истории России 1892–1953 годов, в частности книг «Красная ложь о Великой России» (2017), «Яков Свердлов. Этапы кровавой борьбы» (2019), «Интернационал приходит к власти» (2020). Живет и работает в Москве.
Статья об Александре Федоровиче Керенском, российском политическом и государственном деятеле; министре, затем министре-председателе Временного правительства (1917).   В статье приведены малоизвестные, но красноречивые факты, которые показывают, что Керенский вполне заслужил со стороны большевиков обращение «товарищ». По мысли Барыкина он произносил благодушные речи, которые расслабляюще действовали на русскую армию во время Первой Мировой войны. Керенский – считает Барыкин – подрывал боеспособность русских войск, действуя по договорённости с большевиками, которые были заинтересованы в прекращении войны любой ценой. Мир с Германией был позорным, но необходимым условием существования революционного государства.
Уважаемый читатель сможет самостоятельно оценить удивительные приключения бывшего главы Временного правительства и его семьи после октября 1917 года.
В статье к 105-летию мятежа генерала Корнилова в 1917 году рассказ историка и публициста о развитии событий во время мятежа и о самом генерале Лавре Георгиевиче Корнилове, о котором написано множество книг и статей. Хорошо известен его боевой путь, включая пребывание на посту Верховного главнокомандующего в 1917 году, многократно описана его роль в создании Белой добровольческой армии и сопротивлении большевизму.

Григоренко, Алексей Николаевич. Неуловимый Мазепа : опыт художественного исследования / А. Н. Григоренко. – Текст : непосредственный // Москва. – 2022. – № 4. – С. 3-79

Алексей Николаевич Григоренко родился в 1955 году в Горьком, окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Работал дворником, сторожем, грузчиком, в редакции альманаха «Памятники Отечества», редактором отдела литературы журнала «Советский воин», редактором исторической московской редакции издательства «Столица». Публиковаться начал в 1988 году.
Автор называет свою статью опытом художественного исследования, где пишет об украинском гетмане Мазепе на историческом материале: «Я понимаю, что предо мной стоит совершенно неподъемная задача: в кратких и емких словах своих хотя бы пунктирно и бегло обозначить исполинскую, текучую и неуловимую фигуру человека, изображенного на украинской купюре достоинством 10 гривен, самого долговременного – 21 год на гетманском уряде – гетмана Руси–Украины, любимца Петра I, мецената и строителя киевских храмов и монастырей, уникальной в психологическом плане личности, который, по сути, всех обвел вокруг пальца, всем был мил, всеми желанен и люб… Впрочем, уникальной ли? Непостоянство и изменчивость человека — природная данность. Но одно дело, если речь идет о простом и незначительном, заурядном во всем человеке, другое — о государственном деятеле столь крупного калибра вроде Ивана Степановича, фигуры знаковой, политического тяжеловеса, кавалера высшего ордена Святого апостола Андрея Первозванного и прочая, прочая…В самых отчаянных, если не сказать, гибельных передрягах он буквально чудесным образом без всяких потерь выпутывался и не только цел оставался, но и существенные выгоды приобретал для себя. Без тени сомнений и колебаний – если того требовали обстоятельства – предавал недавних соратников и благодетелей, возведших его к самым вершинам государственного общеимперского делания, обрекал на лютые казни даже недавних единомышленников, не говоря уж о недругах вроде Василия Кочубея и прочих, им же несть числа, – Иван Степанович грубо, крепко ломился к верховной власти, по головам и через головы, используя весь арсенал психологических уловок и своих природных богатых человеческих дарований, и в этом своем победоносном шествии преуспел, как никто…»

В рубрике Культура статьи о Павле Флоренском.

Головкин, Николай. Человек – эпоха / Николай Головкин. – Текст : непосредственный // Москва. – 2022. – № 4. – С. 202 – 206.

О жизненном пути и поисках отца Павла Флоренского (1882–1937) – богослова, религиозного философа, поэта, инженера к 140-летию со дня рождения. «Он оказал глубокое влияние на целое поколение русских мыслителей XX века. Недаром современники называли его «русский Леонардо». Выдающийся философ, ученый-естествоиспытатель и инженер-изобретатель, филолог и математик, энциклопедист и теоретик искусства, художник и поэт – все это грани таланта отца Павла Флоренского (1882–1937). Однако при всей своей разносторонности он оставался всегда богословом и священником, то есть пастырем душ человеческих, водителем их по пути истины, добра и красоты.», – пишет автор.

Огрызко, Вячеслав. Папа Штирлица / В. Огрызко. – Текст : непосредственный // Москва. –  2022. – № 6. – С. 191-208.

Юлиан Семенов – автор бессмертного произведения «Семнадцать мгновений весны». Именно с ним всегда ассоциируется имя Юлиана Семенова.
Вот уже скоро тридцать лет, как ушел из жизни интереснейший человек советской эпохи, автор уникальных произведений, которые знают во всем мире. Юлиан Семенов стоял у истоков зарождения в России жанра политического детектива, стал автором сценариев к самым популярным фильмам времен СССР. Основал журнал «Детектив и политика», газету «Совершенно секретно». В статье рассказ о жизни и творчестве известного отечественного писателя, прозаика, сценариста, поэта Юлиана Семёнова.
Кем только он не был в своей недолгой, но яркой жизни – дипломатом, разведчиком, путешественником, исследователем, и даже политическим деятелем.
В журнале «Москва» – единственном из толстых журналов есть раздел «Домашняя церковь», в котором на самом высоком уровне публицистики решаются не только вопросы веры, но и самые актуальные социальные, политические вопросы…

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. – Текст : непосредственный // Москва. – 2022. – №4. – С.239 – 240.

В публикации говорится о том, что в принципе плотская страсть порицается Церковью, однако если бы чувственного начала в любви не было бы совсем, люди бы не рождались бы в мир и человечество бы просто вымерло.
По аналогии с рождением детей, которое невозможно совсем без чувственности, говорится о войне, которая невозможна без ярости и неистовства. Меж тем именно эти, казалось бы, греховные состояния необходимы воинам для того, чтобы защищать Родину.
Церковь настолько терпима к воинам, которые вынуждены убивать, что даже канонические требования к воинам временно воздерживаться от таинства Причастия после смертоубийства на войне в рамках Церкви всемерно смягчаются – говорится в статье.
В публикации приводятся слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, которые разъясняют, когда Церковь попускает отнятие жизней у людей. Святитель говорит (С. 240): «Не есть беззаконное убийство, когда отнимают жизнь по должности, как то:

  1. когда преступника наказывают смертию по правосудию,
  2. когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

Слова святого ясны и нерушимы, однако в светском плане не всегда ясен вопрос о том, как и когда эти слова следует приводить в действие.
Конечно, в журнале много и других интересных публикаций. Возможно, читатель, Вы откроете журнал и увидите ещё что-то интересное. Ждем вас в Центральной городской библиотеке.

Обзор подготовлен Ириной Хриенко, главным библиографом ЦГБ.

 

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели