Главная / Без рубрики / Парламентские дебаты

Парламентские дебаты

Парламентские дебаты – это формат, который интересен студентам высших учебных заведений уже потому, что он используется в университетах по всему миру. Международная студенческая игра “Парламентские дебаты” известна более чем в сорока. Она исторически сложилась в англосаксонских странах.

Игра состоит из соревнования нескольких команд в ораторском искусстве. Команды проводят дискуссию, при этом равное количество команд одобряет и опровергает спорный тезис. Преимуществом парламентских дебатов для студентов высших учебных заведений является то, что это гибкий формат, члены команды имеют право задавать вопросы оппонентам во время игры, импровизировать во время выступления. Школьники с меньшим опытом участия в дебатах нуждаются в жесткой структуре.

В процессе освоения игры участники приобретают навыки:

  • умения ответить оппонентам, говорить убедительно;
  • систематического отбора информации;
  • убеждения в справедливости своей позиции;
  • импровизации во время выступления;
  • критического восприятия информации;
  • психологической устойчивости в стрессовой ситуации.

1 Технологичность Парламентских дебатов

1.1 В Парламентских дебатах принимают участие две команды по два человека:

  • «Правительство» в составе Премьер-министра и Члена Правительства;
  • «Оппозиция» в составе Лидер Оппозиции и Член Оппозиции.

1.2 Каждая команда располагает временем для трех речей. Премьер-министр и Лидер Оппозиции в ходе раунда выступают дважды. Вопросы задаются во время произнесения конструктивных речей.

Речи спикеров представлены следующим образом:

Премьер-министр – Конструктивная речь – 7 мин.

Лидер оппозиции – Конструктивная речь – 8 мин.

Член правительства – Конструктивная речь – 8 мин.

Член оппозиции – Конструктивная речь – 8 мин.

Лидер оппозиции – Опровержение – 4 мин.

Премьер-министр – Опровержение – 5 мин.

2 Тема Парламентских дебатов.

2.1 Тема игры объявляется участникам заранее, чтобы они могли основательно подготовиться к игре.

2.2 Перед началом игры командам дается 5 минут (по желанию судьи может даваться более 5 минут) на подготовку после объявления темы игры.

2.3 Формально времени на подготовку между речами спикеров не выделяется. Однако судья имеет право делать перерыв на одну или две минуты перед каждым выступлением. Хотя правила лояльны к тому, предоставляется ли время на подготовку, всем участникам дебатов должно быть предоставлено одинаковое время, и ко всем командам, участвующим в турнире, должны применяться одни и те же критерии.

2.4 Во время подготовки и вовремя самой игры командам разрешается использовать печатные издания центральной прессы и электронные средства массовой информации.

2.5 Роль каждой команды. Команды обсуждают тему, которая представляет собой противоречивое утверждение относительно проблемы, представляющей интерес для участников.

2.6 Новые аргументы разрешены только в «конструктивных» речах раунда дебатов и запрещены в двух последних речах «опровержения».

3 Вопросы оппонентов.

3.1 Во время первых четырех выступлений (за исключением первой и последней минуты выступления) любой представитель команды соперника может, с разрешения выступающего, задать ему вопрос или прокомментировать (не более 15 секунд) его выступление.

3.2 Докладчику могут быть заданы любые вопросы, касающиеся сути рассматриваемой проблемы

3.3 Вопрос может быть задан только после того, как выступающий на него ответит.

3.4 Выступающий имеет право принять вопрос; отклонить его и продолжить речь (можно отклонить вопрос жестом); попросить спрашивающего подождать, пока выступающий закончит свою мысль.

3.5 Не приветствуется как излишняя пассивность команды при задавании вопросов, так и излишняя агрессивность.

3.6 Не рекомендуется задавать вопросы чаще, чем каждые 30 секунд после того, как выступающий ответил на вопрос, или после того, как выступающий отказался от ответа на вопрос.

3.7 Выступающему не рекомендуется отклонять все вопросы. Не рекомендуется также принимать все задаваемые оппонентами вопросы.

4 Время выступления.

4.1 Контроль времени выступления спикеров – обязанность тайм-киппера или судей игры.

4.2 Начало и окончание времени, в течение которого можно задавать вопросы оппонентам, определяются одним хлопком.

4.3 Окончание времени выступления обозначается двойным хлопком. Через 30 секунд после окончания отведенного времени начинаются постоянные хлопки.

5 Роли спикеров и лимиты времени в Парламентских дебатах

Спикер

Время выступления

Роль спикера

Премьер-министр 7 минут Конструктивная речь Премьер- министра:

–     приветствует и представляет команду;

–     объявляет тему дебатов, актуальность, основные понятия;

Спикер –     называет конкретный законопроект, который желает обсуждать Правительство;

–     объясняет, что означает взятый для рассмотрения законопроект, как он связан с темой;

–     приводит аргументы (обычно от 2 до 5);

–     кратко, в одном предложении формулирует аргумент;

–     объясняет формулировку, доказывает, приводит поддержку, объясняет, почему аргумент верен;

–     произносит заключение.

Лидер Оппозиции 8 минут Конструктивная речь Лидера Оппозиции:

–     приветствует и представляет команду;

–     фокусирует внимание на столкновении мнений;

–     по поводу законопроекта Правительства;

–     обращается к проблеме согласно определениям темы;

–     обсуждает аргументы Правительства;

–     может предлагать свой законопроект;

–     вводит аргументы в поддержку собственной позиции;

–     произносит заключение.

Член

Правительства

8 минут Конструктивная речь Члена Правительства (это единственная речь, в которой Правительство может ответить на аргументы, введенные Лидером Оппозиции):

–     должен восстановить аргументацию Правительства.

Спикер –      принизить попытки Оппозиции опровергнуть законопроект;

–      показать преимущества Правительства;

–      сделать заключение.

Член

Оппозиции

8 минут Конструктивная речь Члена Оппозиции:

–      должен снова восстановить основные аргументы Оппозиции и опровергнуть аргументы Правительства;

–      обязанностью является ответ на все новые аргументы, введенные Членом Правительства;

–      должен восстановить и развить доводы Лидера Оппозиции и представить независимый анализ;

–      сделать заключение.

Лидер

Оппозиции

4 минуты Речь опровержения Лидера Оппозиции:

–      указать на все фундаментальные недостатки, присущие позиции Правительства;

–      усилить точку зрения Оппозиции;

–      соединить в одно целое все сказанное раньше им и Членом Оппозиции;

–      сделать заключение

Премьер-министр 5 минут Речь опровержения Премьер- министра (задача Премьер-министра в его последнем выступлении часто самая сложная в ходе раунда, но Премьер-министр также имеет преимущество последнего слова):

–     вернуть дебаты обратно к фундаментальным ценностям, представленным в конструктивной речи Премьер-министра;

Спикер –     ответить на все важные новые аргументы, введенные Членом Оппозиции;

–     разрушить итоговую точку зрения Оппозиции в том виде, в каком она была заявлена в опровержении Лидера Оппозиции.

6 Речи опровержения.

Цель — подвести итог и четко обозначить основные моменты столкновения мнений. При этом объяснить, почему команда, участник которой произносит речь, смогла доказать свою позицию. Речь должна содержать доказательство того, почему команда «была более убедительна в своих аргументах».

6.1 Сравнительный анализ позиций сторон.

Последние два выступления Лидера Оппозиции и Премьер- министра называются заключительными речами.

6.2 Цели заключительных речей:

  • Сравнить анализ позиций сторон.
  • Убедить судей в позиции своей команды.

Для этого необходимо:

  1. Объединить множество аргументов и суждений, высказывавшихся в дебатах, в ДОВОДЫ.
  2. Выбрать и представить ключевые «выигрышные» ДОВОДЫ.
  3. Показать несостоятельность ДОВОДОВ оппонентов.

7 Таймкипер.

За соблюдением регламента и правил игры следит таймкипер. Для обозначения определенного временного отрезка речи в Парламентских дебатах используется удар. Удар — это достаточно сильный стук по столу (стулу и т. п.) или хлопок такой силы, чтобы его услышали все присутствующие в аудитории. Как особо строгий знак, предупреждающий о нарушении регламента, используется поднятый вверх кулак.

Источники:

  1. Педагогические технологии: дебаты – https://studme.org/342515/pedagogika/parlamentskie_debaty#aftercont.
  2. Правила игры в «Парламентских дебатах» – https://pandia.ru/text/78/446/62902.php.
Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели