Главная / Новости / Объявлены победители конкурса «Серебряное перо»

Объявлены победители конкурса «Серебряное перо»

В Центральной библиотечной системе Находки подвели итоги ежегодного литературного конкурса «Серебряное перо». Конкурс рецензий проводится четвертый раз и в этом году в нём участвовало около 30 читателей находкинских библиотек старше 50 лет.

В конкурсе было объявлено две номинации: «Лучшая рецензия на книгу» и «Лучшая рецензия на произведения Владимира Арсеньева», приуроченная к 150-летию со дня рождения известного писателя, путешественника и исследователя Дальнего Востока.

Читатели находкинских библиотек прислали рецензии на произведения отечественных и зарубежных писателей, среди которых Дина Рубина, Гузель Яхина, Андрей Рубанов, Рэй Брэдбери, Кен Кизи и другие.

«Тот случай, когда прочёл и первую, и последнюю страницу книги в один вечер», – пишет Вячеслав Викторович Дягилев в рецензии на книгу Рэя Брэбери «451° по Фаренгейту».

«Я читала книгу очень медленно, чтобы как можно дольше оставаться среди людей, окружающих главного героя», – делится своими впечатлениями Нелли Фёдоровна Буданова о романе Александра Чудакова  «Ложится мгла на  старые ступени».

«Книга предлагает разобраться, кто может считаться в обществе «нормальной» личностью, а кто «отклонением» от нее, и понять душевную боль отвергнутых всеми людей. Читать её я бы посоветовала людям совершеннолетним», – рекомендует Надежда Казимировна Шмидт рассказ Даниэля Киза «Цветы для Элджернона».

В жюри конкурса вошли: книговед Лариса Коваленко,член Союза журналистов России Елена Бельцова, журналист Татьяна Тузюк.

– На мой взгляд, ценность этого конкурса не в талантах и творческих способностях рецензентов, а в их желании читать книги и делиться своими впечатлениями с другими. Думаю, что постоянный раздел «Отзывы читателей» на сайте ЦБС или в соц. сетях мог бы объединить таких читателей и дать им возможность реализовать свой творческий потенциал, – высказывает своё мнение о конкурсе Татьяна Тузюк.

Как отметили представители жюри, выбор им сделать было довольно сложно, поскольку многие работы талантливо написаны, но по условиям конкурса определялся лишь один победитель в каждой номинации.

В номинации «Лучшая рецензия на книгу» победителем стала Нелли Федоровна Буданова с рецензией на роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Нелли Федоровна – учитель русского языка и литературы, поэт, отличник просвещения.

Автором лучшей рецензии на произведения В. Арсеньева признана Людмила Григорьевна Федорова, читатель детской библиотеки №10, также в прошлом учитель русского языка и литературы.

Победители литературного конкурса «Серебряное перо» получили наградные статуэтки, призы и дипломы, а участники – благодарности и брендированные шариковые ручки.

Галина Колнер, Центральная библиотечная система Находки

Работы победителей конкурса «Серебряное перо»

Номинация: Лучшая рецензия на книгу

Автор Буданова Нелли Фёдоровна

Рецензия на книгу  А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»

Нелли Федоровна Буданова

Лучший русский роман первого десятилетия двадцать первого века «Ложится мгла на старые ступени», написанный Александром Павловичем Чудаковым, изумил, обрадовал, очаровал меня с первых страниц. Я читала его очень медленно, чтобы как можно дольше оставаться среди людей, окружающих главного героя романа – Антона, обдумывать все события, освещаемые в неспешной, раздумчивой манере, слышать многоголосье людей, населяющих книгу, наслаждаться прекрасным русским языком, которым написан роман.

Я тут же купила несколько экземпляров (кстати, их в Находке нашлось меньше десяти…), подарила родным и близким людям – и они так же бережно читали милые, светлые и горькие страницы этого удивительного романа.

Автор обозначил его суть: роман-идиллия. А разве  может так быть? Времена трудные, испытания, скорби, потери – и идиллия? Да! Роман автобиографичен. Антон – это Саша Чудаков, это его детство описано в романе, это у него умный, добрый и всё умеющий дедушка, милая строгая бабушка, это его детство пронизано бесконечной заботой, освящено  любовью к Родине, к людям, к книгам, ко всему живому.

Чеховед Александр Чудаков дал своему герою имя Антон и это очень тонко, очень затаённо: душевное и духовное сходство этих русских мальчиков…

Роман Александра Чудакова – событие в моей жизни. Читаешь – и перед глазами встают картины собственного детства, всплывают молодые лица родителей, односельчан, звучат их голоса, на губах ощущаешь сладковатый вкус воды родной речки Щеголихи… И каждый из тех, кому довелось прочесть роман испытывают подобное.В этом романе читатель найдёт всё, чтобы душа откликнулась, чтобы в ней замелькали страницы из собственного детства, юности, воскресли забытые образы дорогих людей, повеяло свежестью…

О жизни, о культуре, о нравственных ценностях автор повествует с уважением и благоговением. Испытываешь потрясение от нежной грусти и молчаливой мудрости ушедших поколений… Они многое знали и многое унесли с собой…

Без слез невозможно читать главу « И все они умерли»… Как достойно прожита жизнь, как достойно встречен последний миг жизни…

«Это – счастливая книга, книга о счастье, вопреки всему», – эти слова Р. Лапушкина справедливы для романа «Ложится мгла на старые ступени», написанного Александром Павловичем Чудаковым.

Номинация «Лучшая рецензия на произведение

В.К. Арсеньева «Дерсу Узала»»

Автор Фёдорова Людмила Григорьевна

Людмила Григорьевна Федорова

В юности я с увлечением прочла его роман “Дерсу Узала”, а недавно решила  перечитать его  удивительную, достойную восхищения книгу, в которой автор повествует о своих экспедициях 1902-1906 годов по Приморскому краю.

Кажется, что по форме это лишь путевой отчет об экспедициях, но не так все просто, ведь не случайно роман включен в перечень 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению.

В этом произведении мы знакомимся со старым и опытным следопытом гольдом Дерсу Узала. Он знает и уважает тайгу и ее обитателей, он разговаривает с великим духом леса и без всяких карт ведет через глухомань и буреломы молодых ученых, приоткрывая завесу тайны и неповторимой красоты дальневосточной природы.

Меня всегда тяготили описания природы, я старалась просмотреть эти отрывки в произведениях «по диагонали» или пропустить вовсе. Это не относится к тексту этого романа. Посмотрите, как живо описывает ее автор:

«В переходе от дня к ночи всегда есть что-то таинственное. В лесу в это время становится сумрачно и тоскливо. Кругом воцаряется жуткое безмолвие. Затем появляются какие-то едва уловимые ухом звуки. Как будто слышатся глубокие вздохи. Откуда они исходят? Кажется, что вздыхает сама тайга».

Мне не нужно было заглядывать в карту, чтобы представить себе маршрут, по которому проходил Арсеньев со своей командой. Я отчётливо видела описываемые пейзажи, слышала звуки тайги, чувствовала на коже укусы комаров и мошки, ощущала эти запахи. Этот воздух есть только в Приморье! Мне приходилось ночевать в уссурийской тайге, поэтому мои личные воспоминания дополнили рассказы автора. Вместе с участниками экспедиции я увидела: и Великую тайгу во всей её первозданной силе и красоте; и смешного лакомку-медведя, пытающегося добраться до мёда; и Дерсу Узала, кричащего на притаившегося амбу.

Потрясает то, что участники экспедиции шли по тайге пешком. По непроходимой тайге. Огромные расстояния. И при этом Арсеньев выполнял научную работу, описывал свое путешествие, собрал уникальные гербарии и коллекции. А ведь ещё нужно было руководить людьми, обеспечить их всем необходимым, вступать в контакт с местным населением, выполнить все поставленные задачи и вернуться без потерь.

Людей Арсеньев описывает замечательно. А о своем товарище – таежнике и следопыте Дерсу Узала – сына тайги, он рассказывает особенно трепетно. Поэтому, он и занял прочное место в мировой литературе, а впоследствии по роману был снят знаменитый одноименный фильм Акиры Куросавы, получивший международное признание. Дерсу умел читать тайгу, как мы читаем типографский шрифт, относился к тайге и её обитателям как к живому существу — вплоть до обожествления и анимирования природных объектов: рек, деревьев, трав, не говоря уже о птицах и животных. Не зря этот самобытный человек всех их называет одним словом — Люди. Он не раз и не два спас жизнь самому Арсеньеву, благодаря ему все экспедиции с его участием благополучно заканчивались. Восхищает отношение Дерсу к сухарным и хлебным крошкам и просто любым остаткам пищи, которые по его убеждению нужно непременно высыпать в траву или в кусты, а никак не в костёр — потому что другие Люди придут и съедят, имея в виду птиц и зверей тайги.

Нет хитрых авторских приёмов, каких-то слов-оборотней, но читая столь бесхитростный текст, проникаешься любовью и уважением к этим уникальным людям: «Наконец на нашем биваке стало все понемногу успокаиваться. После чая люди занялись каждый своим делом: кто чистил винтовку, кто поправлял седло или починял разорванную одежду. Такой работы всегда бывает много. Покончив со своими делами, стрелки стали ложиться спать. Они плотно прижались друг к другу и, прикрывшись шинелями, заснули как убитые».

В основу художественного стиля произведения В.К. Арсеньева легли разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Автор, описывая удивительный мир природы Приморья, достигает выразительности речи разнообразными средствами, используя олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения. Раскрывая мировосприятие Дерсу Узала, писатель прибегает к типу речи – рассуждение, а риторические вопросы позволяют передать глубокий внутренний мир главного героя.

С книгой интересно будет познакомиться в любом возрасте, но более интересной книга станет, когда начинаешь в жизни находить красоту природы в таких явлениях, как полёт птиц, набухшие весной почки на деревьях….

Вот тогда эти страницы заиграют перед читателем всеми красками радуги, раскрывая красоту природную.

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели