Главная / Коллегам / Методические материалы / Методические рекомендации по планированию работы с детьми на 2023 год

Методические рекомендации по планированию работы с детьми на 2023 год

2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год — год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

В настоящее время инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечное дело не явилось исключением. Важнейшей задачей современной библиотеки является развитие устойчивого, осознанного интереса к чтению, расширение читательского и культурного кругозора, поддержка престижа чтения через обновление традиционных методов работы. В современных условиях успешно развиваются те библиотеки, которые отдают предпочтение активным, игровым, интеллектуальным формам работы.

Прежде чем перейти к самим современным формам работы с читателями детского и юношеского возраста, уместно будет перечислить 7 базовых принципов для успешной реализации любого библиотечного мероприятия:

  1. Без сомнения, мероприятие, его тема должны быть интересны ребенку и аудитории;
  2. Это связано с содержанием мероприятия, его насыщенностью новой интересной и развивающей информацией;
  3. Если мы говорим об активности аудитории, то по возможности необходимо подключить нашу аудиторию к процессу подготовки и проведения мероприятия;
  4. Необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей. Так, для аудитории младшего школьного возраста учитываем стремление познавать мир в игре, а также быструю утомляемость, неумение долго концентрировать внимание. При работе с аудиторией данного возраста мероприятие не должно быть затянуто и перегружено;
  5. При проведении мероприятия библиотекарь должен быть сам вовлечен в мероприятие. Очень важна способность заразить своим энтузиазмом и интересом к происходящему;
  6. Специалист должен обладать коммуникативной культурой, профессионально общаться с детьми, грамотно психологически организовывать их общение;
  7. Для создания целостности настроения мероприятие организуется в определенном ритме и подразумевает композицию.

 Следование этим принципам обеспечивает определенную долю успеха, реализации развивающей функции библиотечного мероприятия. Первая форма, на которой хотелось бы заострить ваше внимание, это квилт. Само понятие «квилт» подразумевает большое полотно, состоящее из отдельных частей лоскутов, созданных совместно какой-либо группой. Иногда этот термин используется для обозначения мероприятия, включающего несколько форм работы.

 Цели: развитие творческой активности; содействие формированию критического мышления; поощрение чтения.

Основная идея использования библиотечного квилта − создание большого красочного полотна из «лоскутов», на которых излагается мнение слушателей по различным вопросам.

 Тематика библиотечных квилтов может быть разнообразна:

  • Моя книжная полка;
  • Лучшие книги мира;
  • Лучшая книга на свете

Остановимся на использовании и применении данной формы при проведении мероприятий с читателями дошкольного и младшего школьного возраста: после чтения вслух какой-либо книги библиотекарь раздает учащимся разноцветные листы бумаги и просит записать на них ответы на вопросы, например: «Почему тебе нравится эта книга (отрывок)?», «Что тебе нравится в этой книге (отрывке)?» «Какой герой книги (в данном отрывке) тебе понравился больше всего?» «Какой герой тебе не понравился? Почему?» и т.п. После того как ребята ответили на вопросы, разноцветные листки прикрепляются на доску или лист ватмана, который висит в библиотеке, чтобы все желающие могли подойти и почитать, ознакомиться с изложенным мнением. Еще одним вариантом использования может быть квилт из красочных иллюстраций к любимым книгам. В средних и старших классах можно использовать более простую методику: все желающие могут написать свои мысли на заданную тему разноцветными маркерами или фломастерами прямо на полотне ватмана (или на отдельном листке, который тут же приклеивается к полотну). Наконец, методика может использоваться в качестве инструмента обратной связи после проведения какого-либо мероприятия.

 Эффективность.

 Можно проанализировать использование этого метода по следующим параметрам: желание ребят участвовать в проекте; интерес, проявленный к готовому результату.

 Следующая современная форма работы: Квиз (от англ. quiz) − это командная интеллектуально-развлекательная игра, не требующая предварительной подготовки. Вопросы подобраны таким образом, что проявить себя в этой игре могут и интеллектуалы, и эрудиты, наблюдательные, находчивые, сообразительные. Количество участников в команде от 3 до 6. Каждая команда должна иметь оригинальное название. Остановимся на базовом алгоритме проведения мероприятий в форме квиза.

  1. Организаторы готовят вопросы из различных сфер жизни. Вопросы делятся на 4 категории и 4 раунда, соответственно по группам: – вопросы с картинками, где каждый вопрос подкрепляется изображением на экране, либо в самом изображении заключается вопрос; – простые вопросы: текстовые задания из разных сфер; – музыкальные вопросы: каждый вопрос подкрепляется звуковым файлом, имеющим отношение к сути вопроса, либо в самом звуковом файле заключён вопрос; – вопросы “чистого интеллекта”: для решения заданий необходимо проявить нестандартное мышление и эрудицию.
  2. В каждом раунде – несколько вопросов. Ведущий по порядку зачитывает вопросы, на обсуждение каждого вопроса даётся 1 минута, которая обязательно должна заполняться музыкальным отрывком. Это необходимо для того, чтобы команды не могли подслушать рассуждения конкурентов. По окончании заданий раунда ведущий ещё раз озвучивает все вопросы, после которых даётся 5 минут для заполнения бланков ответа и сдачи их коллегии жюри. Правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный – 0 баллов. Два последних вопроса в 4 раунде в случае правильного ответа оцениваются в 2 балла.
  3. Перерыв между раундами длится 15 минут. За это время коллегия жюри оценивает ответы команд, баллы выставляются в протокол игры. Перед каждым раундом ведущий игры озвучивает правильные ответы предыдущего раунда, а также обсуждает наиболее забавные ответы.
  4. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех четырёх раундов. В случае равенства очков объявляется дополнительный блиц-раунд. В блиц-раунде участвуют по одному представителю команд, набравших больше всех очков. По итогам игры каждая из команд предоставляет имя лучшего игрока.

Мешок со сказкой. По своей сути эта методика способствует приобщению к чтению дошкольников, младших школьников, а также подразумевает создание обстановки, в которой у ребенка разовьется интерес к чтению. Главная идея мешка со сказками − сделать чтение жизненной потребностью детей, создавая доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей.

Основные цели:

  • Приобщение к чтению; расширение кругозора ребенка; пополнение словарного запаса;
  • Развитие навыков осмысленного чтения и обсуждения художественного произведения; формирование чувства уверенности в себе и стимулирование интереса к книге.

 Данная методика может использоваться в индивидуальной работе с младшими школьниками, а также в малых группах. Приветствуется вовлечение и участие родителей. Библиотекарь (взрослый) предлагает ребенку мешок, в котором находятся книга и ряд дополнительных предметов. Это может быть настоящий полотняный мешок, внутрь которого можно положить хорошую иллюстрированную книгу с дополнительными материалами. Это могут быть мягкие игрушки (главные герои произведения), реквизиты, научно-популярная литература по теме, аудиокассета (диск), языковая игра, буклеты с советами для родителей. (Языковая игра развивает новые навыки и расширяет словарный запас, а научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения.) В начале освоения методики рекомендуется использовать ее непосредственно в контакте с детьми, чтобы смоделировать деятельность. После этого дети смогут работать самостоятельно. Можно пригласить родителей, чтобы они посмотрели, как использовать сюжетные мешки, а после они смогут проводить работу по данной методике и дома. В качестве показателя эффективности работы по методике можно считать ответы детей на задаваемые вопросы, рисование. А самое главное − проявление желания детьми взять другой мешок или другие книги.

Час тихого чтения − мероприятие, организованное в форме акции по пропаганде чтения.

Цели: поощрение чтения; расширение кругозора. Методика подготовки и проведения часа тихого чтения: в день проведения дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммные книги, которые они сейчас читают, и в общее определенное время в тишине каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу. Предварительно подготавливается объявление о событии, за один-два дня появляются листки-памятки. По его окончании обнародуется список читаемых книг, который вывешивается к концу учебного дня (примеры названий: «Что сегодня мы читаем», «Что читали учителя»).

Литературный дартс «Знаешь – отвечай, не знаешь – почитай!» помогает нашим читателям не только проявить себя меткими стрелками, но и показать свое знание книг. Игроки по очереди бросают дротики в мишень, и количество выпавших очков определяет по какой книге нужно ответить на вопрос. Найдя эту книгу на выставке, участник может попытаться самостоятельно ответить на вопрос, что при верном ответе принесет количество медалей, равное выпавшим очкам. Если же игрок не знает ответ, то он может найти его на указанной странице, но получит уже только половину возможных медалей. Вариант литературного дартса: игроки по очереди бросают дротики в мишень и попадают в одну из трех категорий, после чего им необходимо выполнить определенное задание и заработать соответствующее количество баллов. Правильный ответ принесет баллы, неправильный – переход хода. Победителем является тот, кто наберет 200 баллов. Игровое поле разделено на цветные сектора: желтый – мировая литература; зеленый – русская литература; синий – отраслевая литература.

Эти и другие мероприятия можно использовать при работе с детьми и подростками.

Скачать методические рекомендации по планированию работы с детьми на 2023 год

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели