Литературная мастерская «Мастер текста» – «Что нам стОит…»
В рамках литературной мастерской «Мастер текста» рассмотрим, как строится произведение — не только художественное, но и любое другое.
Начинается всё с экспозиции. Мы показываем читателю мир произведения: примерное время действия (на лошадях скачут или у каждого имеется карманный звездолёт). В этом же разделе знакомим читателя с героями и локацией. Если текст рекламный, то экспозицией мы показываем людям наш товар.
Сразу отметим, что экспозицию необязательно ставить вначале, её можно вплести в основное тело текста, выдавая информацию дозированно.
Следующий раздел — завязка. Здесь-то и начинается самое интересное. Именно поэтому опытные авторы с завязки и стартуют.
Пример завязки: судно терпит крушение, а на горизонте виден маленький островок. То есть, нам сразу становится интересно, доберётся ли герой до острова и что его там ожидает.
Далее настаёт время конфликта. Он — и есть суть произведения, трудно представить роман или рассказ без конфликта. Нередко конфликт становится частью развития действия — очередного кирпичика в построении сюжета.
Пример: всё тот же герой не утонул с кораблём, он барахтается в воде, а до острова несколько миль. Здесь конфликт со стихией и с самим собой — попытаться выжить или отдаться во власть судьбе? А развитие действия — то, как герой борется с течением, жаждой, палящим солнцем, усталостью и т.д. если добавит рассекающие волны плавники акул, тогда автору вообще полное раздолье для экшена!
Кстати, наша завязка положила начало и второму конфликту — выживанию на необитаемом (или обжитом каннибалами) острове.
Достижение конфликтом максимального напряжения называют кульминацией. Эта часть обычно короче, чем развитие действия, но зато самая «переживательная».
Пример: герою нашему до острова уже рукой подать, но силы на исходе, а здоровенные акулы буквально исходят слюной. Всего несколько метров — и герой доберётся до отмели. Он собирает остатки сил и делает последнюю отчаянную попытку.
Ну и в завершении — развязка. То есть, то, как наш конфликт разрешён.
Пример: каких-то пары метров не хватает герою, чтобы ноги коснулись дна. Он прекращает сопротивление, но тут сильная волна выкидывает его на отмель. Здесь получается, что герой не сам преодолел конфликт — ему помогла та же стихия, которая могла его погубить.
Как вы понимаете, решение конфликта зависит от идеи автора и задачи, ради которой произведение писалось.
А вот об идее и задачах мы поговорим в следующей статье от нашей литературной мастерской.
Андрей Лыков, библиотечный комплекс «СемьЯ»