История возникновения и развития жанра фэнтези в литературе
В основе жанра фэнтези лежат древние мифы, эпосы, сказки и рыцарские романы. В фэнтезийных произведениях практикуется ирреальный подход к происходящему — то есть обычно присутствует нечто, чего в нашем реальном мире быть не может и чему не найти научного обоснования. Иными словами, волшебство.
Практически в каждой культуре в древние времена формировался собственный фольклор: скандинавские и германские саги, мифы Древней Греции, кельтские легенды, африканские и восточные сказки. Уже тогда проклевывались архетипы героев и сюжеты-квесты, которые позднее стали базисом фэнтези.
Итак, фэнтези как жанр начал существование в XIX столетии: тогда его элементы входили в сказки и европейские рыцарские романы. Автором первого фэнтези для взрослых считается шотландский писатель Джордж Макдональд, известный книгой «Фантасты» 1858 года. Она рассказывает историю о молодом человеке, оказавшемся в мире грез. Продолжил путь Макдональда англичанин Уильям Моррис. В 1896 году он выпустил роман «Колодец на краю света», который стал одним из наиболее популярных произведений средневекового фэнтези.
Опираясь на наследие Макдональда и Морриса, Дж. Р. Р. Толкин, начав в 1954‑м и закончив в 1955‑м, написал первое высокое фэнтези — «Властелин Колец». И творчески, и коммерчески успешный роман сделал жанр популярным, а своего создателя — бесспорным отцом современного фэнтези, а также повлиял на бесчисленное количество других авторов, таких как Клайв Стейплз Льюис («Хроники Нарнии», 1950–1956 года) и Урсула Ле Гуин («Земноморье», 1968–2001 года).
Толкин и Льюис
Клайв Стейплз Льюис и Джон Роналд Руэл Толкин — два великих автора, которые, пожалуй, в наибольшей степени повлияли на рост популярности фэнтези. Оба автора прогремели своими вымышленными мирами, и в обоих случаях это были вдумчивые и впечатляющие произведения, заставившие издателей пересмотреть свои взгляды на фэнтези — к середине 50-х годов стало очевидно, что это отнюдь не просто развлекательное чтиво для подростков, а нечто более серьезное и самобытное.
Благодаря Толкину существа вроде орков, эльфов и троллей вошли в массовую культуру. Хотя Профессор не придумал их их с нуля, а вдохновлялся скандинавскими и германскими сагами, он сформировал те образы фэнтезийных рас, которые стали классическими на долгие годы вперед. А еще Толкин породил настоящую лавину эпигонства: во второй половине XX века фэнтезийные приключения, вдохновленные Средиземьем, буквально «штамповались» пачками.
В последующие годы фэнтези начало разделяться на различные поджанры и направления. В героическом фэнтези, где акцент делался на сольных похождениях героя или группы героев (в традициях «Конана-варвара»), отметился Фриц Лейбер с «Сагой о Фафхрде и Сером Мышелове». В эпическом фэнтези по стопам Толкина пошли Тэд Уильямс («Память, Скорбь и Шип») и Роберт Джордан («Колесо времени»), и не менее значимо для жанра прогремел Роджер Желязны с «Хрониками Амбера». Основы юмористического фэнтези заложили уже упомянутый ранее Спрэг де Камп и Терри Пратчетт с «Плоским миром».
Книги отцов-основателей фэнтези кирпичик за кирпичиком формировали огромный жанр, который сейчас пронизывает все сферы искусства — кино, театр, компьютерные игры, изобразительное искусство. Фэнтези стало неотъемлемой частью современной культуры, оно продолжает развиваться, приобретать новые черты. Но примечательно, что классика жанра и по прошествии многих десятилетий читается не менее увлекательно и захватывающе.
Диана Алиева, библиотекарь библиотечного комплекса «СемьЯ»