Главная / Краеведы / Дальневосточная проза на страницах журнала «Дальний Восток» обзор журнала №6 за 2020 год

Дальневосточная проза на страницах журнала «Дальний Восток» обзор журнала №6 за 2020 год

Уважаемые читатели!

Мы продолжаем знакомить вас с новыми произведениями, опубликованными в литературно-художественном журнале «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК».

Представляем  6-ой номер журнала за 2020 год.  На  журнальных страницах широко представлена дальневосточная и приморская проза, поэзия, публицистика и критика.

Что же предлагают нам  очередной номер журнала?

Семченко, Н.В. Лярва, или Про шаманов и людей: [главы из неопубликованного этнографического романа приключений] / Николай Семченко // Дальний Восток.– 2020.– №6.– С.69–127.

В журнале представлен фрагмент из романа Николая Семченко «Лярва или Про шаманов и людей», в который вплетены различные мифы и поверья аборигенных народов Дальнего Востока.

Речь идет о романе «Одиночество шамана», который автор первоначально хотел назвать «Лярва». Это отнюдь не ругательное слово, оно обозначает мифологическое существо, которое, по поверьям, «присасывается» к человеку и живёт за его счёт как паразит. «Одиночество шамана» – этнографический роман приключений. Но его можно назвать и городским романом, и романом о любви, и мистическим триллером. Всё это есть в произведении. Роман написан на документальной основе: информацию о своих «шаманских» путешествиях, жизни в симбиозе с аоми (традиционно аоми считается духом-покровителем) и многом другом предоставил автору 35-летний житель г. Хабаровска. Автор также изучал самостоятельно культуру, обычаи и представления о мире народа нани, живущего на берегах великой дальневосточной реки Амур (нанайцы называют себя именно так).

Герой произведения Андрей в разговоре с экскурсоводшей говорит: «Лярва – это порождение нашего зла. Она присасывается к тому, кто её невольно создал, – отравляет жизнь не только ему, но и всем окружающим. Лярва подпитывается только самыми низменными нашими инстинктами. Не случайно же многие люди испытывают недомогание, раздражение и усталость при контакте с её носителем. Мы живем в обществе, отравленном злом».

У романа есть продолжение «Путешествие за собственной тенью, или Золотая баба».

Николай Васильевич Семченко

Николай Васильевич Семченко (01.03.1953–08.12.2015), известный хабаровский журналист. Работал заместителем главного редактора, ответственным секретарем «Тихоокеанской звезды». Печатался в журналах «Костер», «Пионер», «Уральский следопыт», «Юный натуралист», «Дальний Восток», в коллективных сборниках. Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза писателей России. Член редколлегии журнала «Дальний Восток». Член Хабаровского краевого отделения Русского географического общества. Автор книг «Красный таракан, или Соглядатай», «Цветы Парижа», «Яблоко по имени Марина», «Немного волшебства в чашке чая», «Пугало огородное» и других.

Книги писателя Николая Семченко вошли в электронную библиотеку для детей России.

Набережная, О.Г. Здесь всё на века и на минуту…: рассказ / Ольга Набережная  // Дальний Восток.– 2020.– №6.– С.3–14.

Рассказ  «Здесь всё на века и на минуту…» – это дебют Ольги Набережной в журнале. Это история о подъеме в гору Музтаг-Ата пожилого американца, который в память о сыне, погибшем в этих горах, решил совершить восхождение за него.

Ольга Набережная

Ольга Геннадьевна Набережная живет в Якутске, работает преподавателем на филологическом факультете Северо-Восточного федерального университета. Пишет рассказы и повести, занимается литературной критикой. Рассказы публиковались в литературных журналах «Полярная Звезда», «Луч», «Новый Енисейский литератор», «Парус», «Приокские зори».

В апреле 2019 года Ольга Набережная стала золотым лауреатом международного литературного конкурса «Большой финал» в номинации «Триумф короткого сюжета».

Супранова, Е.П. Два рассказа / Елена Супранова // Дальний Восток.– 2020.– №6.– С.19–29.

В журнал вошли рассказы «Дед Морозов» и «Соль». Для прозы Елены Супрановой характерны фантастические и сказочные сюжеты.

Елена Павловна Супранова

Елена Павловна Супранова родом из г. Владивостока. Окончила Дальневосточный технологический институт. Экономист, работала преподавателем колледжа. Печаталась в краевых, городских газетах, в журналах «Алые паруса Приморья» (Владивосток), «Звезда» (Санкт-Петербург), «Семья и школа» (Москва), «Дальний Восток» (Хабаровск), «День и ночь» (Красноярск), «Соотечественник» (Австрия). В свое время Елена Павловна, тогда еще начинающая писательница, получила творческое благословение от Льва Князева, одного из крупнейших приморских писателей, и Сергея Крившенко, ведущего литературного критика края. Оба разглядели в Елене Супрановой талант и настоятельно советовали писать, писать…

Лауреат литературного конкурса «Русский Stil – 2008» в Германии, а также литературного конкурса «Литературная Вена – 2009» в Австрии, победитель конкурса «Русский Stil – 2010» (Германия) и конкурса «Литературный Олимп – 2010» (Россия). Член Международной гильдии писателей.

Хабаровский литературный критик Олег Копытов написал о ней: «… на моем горизонте взгляда с середины 2000-х по сегодняшний день постоянно находились как минимум четыре ярких женских имени: Наталья Гончарова (Хабаровск), Марина Красуля, Елена Супранова (Владивосток), Бранка Такахаши (Токио)… четыре довольно интересных автора».

Произведения писательницы говорят о вечном: нравственных устоях, человеческих отношениях. Мастерски и талантливо написаны, как отмечают критики, читатели. А главное – настоящим русским языком.

Шлотгауэр, С.Д. Отрывки из «Шантарского дневника» / Светлана Шлотгауэр // Дальний Восток.– 2020.– №6.– С.216–230.

В журнале опубликована утерянная тридцать лет назад рукопись доктора биологических наук Светланы Шлотгауэр об экспедиции на Шантарские острова в 1986 году.

Много времени Светлана Дмитриевна Шлотгауэр посвятила изучению флоры Шантар. Но было это на заре перестройки. Сами острова уже успели включить в национальный парк (2013), и вроде бы браконьеры, которые гребли яшму, в том числе заготавливали на островах мешками родиолу розовую, которая почти сродни женьшеню, им не угрожают. Но именно в экспедиции Шлотгауэр была зафиксирована девственная природа Шантар. Какой же она была, какими были острова?

Светлана Шлотгауэр (в центре)

Светлана Шлотгауэр была участником экспедиции «Шантары-86» (начальник Геннадий Ефремович Росляков) и по ее результатам подготовила научно-популярный очерк. Что-то вошло в книгу «Шантарский архипелаг: Рассказ об удивительном природном островном комплексе Приохотья» (1989), но большая часть материалов бесследно пропала.

Рукопись о Шантарах Светлана Шлотгауэр отправила в журнал «Дальний Восток в 1989 году, но так никакого ответа оттуда и не дождалась. Конверт с рукописью потерялся, оказалось, поступил не в тот адрес. И вот его нашли и опубликовали через тридцать лет, в 2020-м!

С этой публикацией Светлана Шлотгауэр стала лауреатом литературной премии им. П.С. Комарова (в номинации «Очерк, публицистика»).

Шлотгауэр Светлана Дмитриевна

Шлотгауэр Светлана Дмитриевна родом из с. Богуславец Красноармейского района Приморского края. Российский ученый-биолог, ботаник, флорист-систематик педагог, доктор биологических наук, член РГО, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный эколог Хабаровского края (2017), лауреат литературной премии им. Петра Комарова (2020). Основные направления научной деятельности: ботаника, экология, антропогенные воздействия на экосистемы, семенные растения.

Автор научно-популярных книг «Моя Джугджурия», «Они нуждаются в защите», «Наши охраняемые территории», фотоальбомы «Шуми Амур», «Мир природы. Флора», «Времена года: Календарь дальневосточной природы» и других.

 

Светлана Шлотгауэр: «Туман окончательно отчалил от Большого Шантара, далекие зеленовато-синие горы с каждым часом приближаются к нам: меняется эффект освещенности. Блестящее, как огромное лакированное блюдо, море, слившееся с небосводом; пепельно-серые, выбеленные скелеты деревьев, умерших от дыхания Охотского моря, чайки, стонущие у разноцветных скал, пучеглазые и усатые чудища, выглядывающие из-под воды, нерпы, настраивают нас на особый лад. Кто-то говорит, что Шантары – обиталища душ, переселившихся в иной мир. Это их величаво-спокойное царство…» (отрывок).

 

Гофман, В. Тоннель. 1974 / Владимир Гофман // // Дальний Восток.– 2020.– №6.– С.173–184.

В рубрике «Страницы истории» Владимир Гофман в своем документальном рассказе «Тоннель. 1974» вспоминает о том, как он участвовал в строительстве тоннеля Ургал – Дуссе-Алинь на БАМе.

Тоннель был построен в 1939–1953 годах силами заключенных. Проходка велась с двух сторон навстречу друг другу. После этого тоннель был брошен. В силу высокой обводненности породы постепенно тоннель оказался полностью заполнен льдом.

«…В октябре 1975 – феврале 1976 года силами железнодорожных войск тоннель был

освобождён от льда…» А что же было до октября? Наша воинская часть разместилась на перевале Дуссе-Алинь в декабре 1974-го. Девять месяцев, однако – срок немалый».

Тоннель введен в эксплуатацию 4 ноября 1982 года.

Как это было–читайте.

Владимир Гофман священник

Протоиерей Владимир Гофман родом из города Городце Горьковской области. Окончил Рыбинский авиационный техникум, историко-филологический факультет Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского и Московскую духовную семинарию. До рукоположения в сан священника работал литейщиком на производстве, журналистом. С 1993 года – священник Русской православной церкви.

Автор ряда поэтических сборников, книг прозы и множества публицистических статей. Лауреат ряда литературных премий, за книгу рассказов «Персиковый сад» в 2012 году удостоен диплома 3-й степени Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Член Союза писателей России. Живет в Нижнем Новгороде.

В разделе поэзии собрана подборка стихотворений авторов, ранее не публиковавшихся в журнале: Елены Наильевны, Ивана Купреянова, Андрея Коровина, Бориса Вольфсона.
Здесь же собрана подборка стихотворений русских поэтов, живущих в Европе (Владислав Пеньков, Ольга Олгерт, Людмила Свирская, Эмилия Песочина).

В разделе «Окно в природу» можно прочитать интересный рассказ о рыбалке на сома Михаила Смирнова.

Рубрика «Очерк и публицистика» затронула тему политики России в отношении постсоветских республик после развала СССР. Об этом написал известный политолог Ростислав Ищенко в своем очерке «Почему Россия кормила лимитрофов». Лимитрофы – государства, находящиеся между политическими тяжеловесами, такими, как США, ЕС и Россия.

В разделе «Культура и искусство» опубликовано интервью Людмилы Гарднер с Владимиром Соколовым о его отношении к современной литературе, о проблемах современного русского языка и жанре рассказа.

Статья Ильи Штуцы – о жизни и работе уличного фотографа в Санкт-Петербурге.

Журнал «Дальний Восток» и другие издания читайте в городской библиотеке-музее на Сенявина, 14. Телефон 62-56-65.

 

Валентина Лаптева, городская библиотека-музей

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели