Главная / Краеведы / Мероприятия / Военные в истории Находки

Военные в истории Находки

Для девятиклассников школы №11 провели краеведческий урок «Военные в социально-экономической жизни Находки». В гости к школьникам пришли представитель Городской библиотеки-музея и Валерий Черников, краевед и старожил Находки.

В электронной презентации ребятам  представили документы и фотографии, раскрывающие роль военных  в открытии и освоении побережья залива Восток и Находка.

Заливы  Восток и Находка открыты и названы военными  моряками пароходо-корвета «Америка». Командиром пароходо-корвета был капитан-лейтенант А.А. Болтин, штурманами  Я.Т. Астафьев и  В.М. Бабкин. Мыс Шефнера, на котором расположен административный центр Находки, нанесён на карту экипажем  пароходо-корвета  «Америка» в 1859 году, в следующем году экспедицией  В.А. Бабкина назван мыс Шефнера в честь командира транспорта «Манчжур» капитан-лейтенанта А.К. Шефнера. Залив Восток обследован экипажем клипера «Гайдамак, в 1862 году экипажем клипера «Разбойник» залив назван в честь военной шхуны «Восток».

Первыми жителями бухты Находка также были военные. В 1864 году  основан  военный пост из одного унтер-офицера и 4 рядовых, затем пост  возрос до 100 человек.

Летом 1893 года в бухте Находка ведут исследования гидрографическая экспедиция губернатора Приморской области  П.Ф. Унтерберга и команда крейсера  «Адмирал Корнилов».

В 1904-1905  годах во время войны с Японией по распоряжению командующего войсками округа была установлена  военная охрана  Сучанского побережья. Военное ведомство для помещения воинского караула выстроило небольшой деревянный домик, крытый оцинкованным железом с тесовыми сенцами  и мачтой,  в устье реки Сучан у подножья  горы Сестра. В 1909 году охрана Сучанского побережья была снята.

В 1933 году было решено начать строительство железной дороги Сучан – бухта Находка. Строительство железных дорог  Приморья передали Особому корпусу железнодорожных войск. В 1934-1935 году строительство ветки Кангауз–Сучан–Находка вёл 73-й стрелковый батальон Уссурийского укрепрайона. 1 мая 1935 года пошёл первый поезд от станции Гамарник до станции Лацис. Железнодорожная ветка «Кангауз–Новый Лацис» Сучанской линии была принята в эксплуатацию 1 января 1936 года. В 1939 году станции переименовали: Гамарник – в Сучан, Лацис стала называться Находкой.

Находка 1 мая 1956

В феврале 1932 года на территории Приморья началось формирование системы береговой обороны, прежде всего это было связано с возникшим конфликтом с Японией. Первой на мысовидной сопке у мыса Каменского около посёлка  Береговой была поставлена  береговая батарея №900  из четырёх усовершенствованных 152-мм пушек. Акваторию  залива и проходы к нему закрывали  минные заграждения. В бухте Врангеля находился морской  аэродром для гидросамолетов. В бухте Козьмино базировалось  соединение  торпедных  катеров.

В 1934 году сооружены береговые батареи №905 у бухты Тунгус и в 1936 году – №906 близ мыса Попова. Эти батареи вместе с  комплексом долговременных точек (ДОТ) и орудийных полукапониров (ОрПК), перекрывших Сучанскую долину, составили самостоятельный Укрепрайон залива Америка. Батареи должны были воспрепятствовать попыткам  неприятельского флота провести траление минных заграждений и не допустить вражеские корабли, исключить возможность высадки морского десанта в заливах Восток и Находка.

1945 Смерть самураям

Металлические конструкции батарея 905

Береговая батарея №905 Сучанского сектора береговой обороны (1934 год)  расположена в лесной зоне в 1 км северо-восточнее бухты Тунгус.  Комплекс состоит двух частей – размещённого на вершине сопки командно-дальномерного пункта (КДП) и огневой позиции, расположенной закрыто в полутора километрах к северо-востоку от КДП. На батарее несли постоянную службу солдаты Сучанского сектора береговой обороны. Батарея обеспечивала 800 выстрелов, каждый снаряд мог уничтожить военный катер, дальность стрельбы 37 км. За всю историю батарея №905 использовала  боевые снаряды в 1945 году во время войны с Японией, чтобы  отпугнуть подход японских  военных  кораблей. В 60-70-е годы проводилась модернизация комплекса, меняли электрооборудование. До 1985 года батарея находилась на боевом дежурстве и регулярно проводила учебные стрельбы. На мысе Поворотном стояла радиолокационная станция, которая определяла наличие вражеских кораблей, скорость их движения и направление. Все сведения сообщались на командный  пункт батареи №905 и принимались решения о боевых действиях. Здесь была и радиолокационная установка  №1.

Бойницы батарея 905

С развитием ракетных войск, в 1995 году батареи были закрыты.

В 1999 году были срезаны на металлолом батареи №905  в бухте Тунгус. Распилены и вывезены остатки батареи №110, затем батарея была взорвана, на её месте возведены ёмкости для топлива спецморнефтепорта «Козьмино». В сентябре 2005 года были разрушены почти все сооружения самой старой батареи Сучанского сектора береговой обороны – батареи №900  у посёлка Врангель.

Действующая ракетная часть ПВО расположена на вершине сопки по левую сторону бухты Тунгус.

Холостяков адмирал

Вклад в социальное развитие Находки  внесли строители 5-й бригады подлодок  (5 БПЛ, командир Г.Н. Холостяков), базировавшихся в бухте Находка в 1934-1936 годах. По приказу Реввоенсовета Морских сил Дальнего Востока от 14 ноября 1934 года была сформирована 5 бригада подлодок в составе плавбазы «Саратов», базировавшихся в нашей бухте. Стараниями подводников появился пирс, располагавшийся на месте нынешних причалов ЖБФ, и военный городок. Ранней весной 1935 года началось строительство стадиона, в мае спортивная площадка была готова, и через месяц состоялась бригадная спартакиада. С прибытием офицерских семей построены дома для семей подводников, родильный дом, школа, клуб, баня. До сих пор на улице Макарова, в районе Нефтебазы, стоят несколько домов, построенных матросами-подводниками, два дома до сих пор сохранились на остановке «Лесная», под козырьком подъезда надпись «1934 г.».

Памятник-мемориал «Победы» посвящён воинам-землякам, павшим в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, торжественно открыт 8 мая 1985 года. Будёновским военкоматом призвано 12055 человек, в том числе 1500 жителей Находки. Не вернулись с войны  746 человек. В основание центральной части замурованы капсулы с  землей  12 городов-героев.

Подводные лодки в бухте Находка

Отсчёт своей истории Находкинская пограничная служба ведёт с 1932 года, когда приказом Объединенного государственного политического управления РСФСР был сформирован отдельный Владивостокский морской погранотряд.  В состав отряда вошёл  и морской контрольно-пропускной пункт «Находка», действующий по сегодняшнее время.

10 августа 1945 года в районе бухты Спокойной потерпел крушение гидросамолёт «Каталина», поставленный в СССР по ленд-лизу. В 1982 году на берегу бухты установлена  памятная стела  погибшим лётчикам.

Военные на митинге Административный городок

Валерий Владимирович Черников дополнил рассказ о военных, базирующих на нашей территории. В 1943 году база торпедных катеров располагалась в затоне будущего Находкинского судоремонтного завода в районе остановки Заводская. Вне рейсов, члены экипажа располагались в доме №58  будущего Находкинского проспекта. В этом здании с 1951 года располагалась семилетняя школа, затем школа рабочей молодёжи и вечерняя школа. Второй  этаж  пристроили  в  середине  60-х годов. В связи со строительством Находкинского судоремонтного завода,  базу торпедных катеров перевели на мыс Астафьева.

И сейчас можно увидеть остатки военных объектов на сопках выше улицы Заводской,  бухт Мусатова, Попова, Тунгус, Спокойной.

В конце встречи ребята обступили Валерия Владимировича и задали ему массу вопросов об увиденных  ими  военных  сооружениях. Тема оказалась настолько интересной школьникам, что было решено в ближайшие дни устроить еще один урок и продолжить начатый разговор.

Библиотекари готовы приехать и в другие школы по предварительным заявкам. Краеведческие уроки проводятся бесплатно.

Зоя Ковалёва, главный библиотекарь краеведения городской библиотеки-музея МБУК «ЦБС» НГО

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели