Реализация проекта «Учебный день в библиотеке ГБМ 2022-2023 год»
Краеведческие уроки проводились и в прошлые годы, как в библиотеке, так и в школах. Информационное содружество было налажено с учащимися школ № 3, 5, 10, 11, 12, 24, 25 «Гелиос», «Лидер-2». Темы уроков были самые разные: «Труженики рыбопромыслового и рыбообрабатывающего флота», «Удивительное Приморье»: памятники природы», «История и современность Находки», «Памятники и достопримечательности Находки», «Улицы и проспекты Находки», «Тигр – символ Приморья», «Легенды и мифы сопок Брат и Сестра», «Симфония падающей воды» и др.
2022 год был посвящён 150-летию исследователя Дальнего Востока В. Арсеньева. В библиотеке и многих школах были проведены уроки: «Известный и неизвестный Арсеньев», «Потомки В.К. Арсеньева в Находке». Для учащихся школы № 11 в партнёрстве с членами клуба ветеранов труда «Встреча» провели уроки «Об Арсеньеве на улице Арсеньева». Рассказали об известных и малоизвестных фактах биографии путешественника, о героических экспедициях, важности географических открытий.
В начале октября 2022 года в городской библиотеке-музее был проведен день информации для учителей школ по реализации проекта «Учебный день в библиотеке». Первые уроки были проведены в помещении городской библиотеке-музее, рассказывали о краеведческих ресурсах, краеведческой деятельности, информационном взаимообмене с краеведами края, исследовательской и поисковой работе.
Следующие уроки краеведения проводились в учебных классах школы «Лидер-2», школах № 11, 12, 24, 25 «Гелиос», лицее ВГУЭС.
По 12 темам программы «Мой Приморский край» проводились уроки краеведения для учеников СОШ «Лидер-2» – 8а, 8б, 8в классов (88 учащихся). Всего было проведено (по вторникам) 33 урока.
Первый цикл проекта был посвящён истории края:
– «Тайны древних поселений» (эпоха палеолита, неолита, бронзовый и железный век);
– «Государства Бохай и Золотая империя Цзинь (чжурчжэни) средневековье»;
– «Как Приморье вошло в состав России»;
– «Развитие Приморского края в первой половине 20-го века»;
– «Приморье и Находка в годы Великой Отечественной войны»;
– «Развитие Приморского края и Находки во второй половине 20 века»;
– «Культурная жизнь Приморья и Находки»;
– «Имя на карте» – топонимика в названиях населённых пунктов Приморья. Имена первооткрывателей и исследователей на карте Приморского края».
Второй цикл проекта проводился в сотрудничестве с опытным учителем географии СОШ «Лидер-2» Ольгой Петровной Елиной. Ребята изучали темы:
– Приморский край.
– Географическая характеристика.
– Природные ресурсы.
– Экономический потенциал.
– Особенности географического и экономико-географического положения Приморского края.
– Сохранение и приумножение уникальной природы Приморского края.
– Заповедное Приморье: национальные парки, заповедники и заказники.
– Разнообразие флоры Приморского края. Животный мир Приморья.
– Краснокнижные, редкие и эндемичные животные и растения Приморья.
В содружестве с Верой Александровной Тарановской для класса морских кадетов СОШ № 25 «Гелиос» были проведены 7 уроков по программе «Краеведение» и дополнительно организованы встречи в библиотеке:
– «Приморская держава» – краевед, фотохудожник В.С. Маратканов;
– «Только всех дороже край у моря, где родился ты и где живешь» – краевед Владимир Давыдов;
– «Заповедное Приморье» и «Вершины Сихотэ-Алинского хребта как туристический ресурс» – З.Н. Ковалёва.
По обращению учителей истории СОШ № 12 в актовом зале для 139 учащихся 9-10-х классов были представлены доклады:
– «Тайны древних поселений»;
– «Военные в истории и социальной жизни Находки».
Цель доклада «Репрессии в Советском Союзе и транзитные лагеря в Находке» – способствовать сохранению исторической памяти жертв политических репрессий.
С учётом особенностей восприятия мы стараемся адаптировать содержание уроков для учащихся коррекционной школы и воспитанников Детского дома г. Находка и села Екатериновка. Для таких детей проведены уроки:
– «Находка: история и современность»;
– «Удивительное Приморье»;
– «Сохраним амурского тигра»;
– «Очарование озёр Южного Приморья»;
– «Заповедное Приморье»;
– «Остров Петрова – остров – чудо, остров – сказка»;
– «Поэзия летящей воды: водопады Приморья»;
– «Морское побережье Находки», «Памятники природы Находки».
Вероника Евгеньевна Жданова – завуч новой школы села Новолитовск, предложила подготовить для учителей географии и истории доклад по истории поселений данной территории. В День мужества и патриотизма учителям географии и истории была представлена электронная презентация в сёлах «Волчанец, Новолитовск, Алексеевка, Таудеми». Эти материалы будут использованы на уроках краеведения.
В конце апреля учащиеся успешно прошли тестирование по пройденным темам. Участие многих школьников в краеведческих конкурсах и олимпиадах свидетельствует о их результатах по пройденным темам. Ученица 8 класса СОШ «Лидер-2» Катя Минченко, подготовила презентацию «Экспедиции В. Арсеньева по Лазовскому району», для участия в конкурсе проектов «Мой Арсеньев», в номинации «По маршрутам экспедиций В.К. Арсеньева». Коллектив городской библиотеки-музея настроен на продолжение сотрудничества на следующий учебный год учебными заведениями города.
Зоя Ковалёва, главный библиотекарь городской библиотеки-музея