Объявлены победители конкурса «Серебряное перо»
В Центральной библиотечной системе Находки подвели итоги ежегодного литературного конкурса «Серебряное перо». Конкурс рецензий проводится четвертый раз и в этом году в нём участвовало около 30 читателей находкинских библиотек старше 50 лет.
В конкурсе было объявлено две номинации: «Лучшая рецензия на книгу» и «Лучшая рецензия на произведения Владимира Арсеньева», приуроченная к 150-летию со дня рождения известного писателя, путешественника и исследователя Дальнего Востока.
Читатели находкинских библиотек прислали рецензии на произведения отечественных и зарубежных писателей, среди которых Дина Рубина, Гузель Яхина, Андрей Рубанов, Рэй Брэдбери, Кен Кизи и другие.
«Тот случай, когда прочёл и первую, и последнюю страницу книги в один вечер», – пишет Вячеслав Викторович Дягилев в рецензии на книгу Рэя Брэбери «451° по Фаренгейту».
«Я читала книгу очень медленно, чтобы как можно дольше оставаться среди людей, окружающих главного героя», – делится своими впечатлениями Нелли Фёдоровна Буданова о романе Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
«Книга предлагает разобраться, кто может считаться в обществе «нормальной» личностью, а кто «отклонением» от нее, и понять душевную боль отвергнутых всеми людей. Читать её я бы посоветовала людям совершеннолетним», – рекомендует Надежда Казимировна Шмидт рассказ Даниэля Киза «Цветы для Элджернона».
В жюри конкурса вошли: книговед Лариса Коваленко,член Союза журналистов России Елена Бельцова, журналист Татьяна Тузюк.
– На мой взгляд, ценность этого конкурса не в талантах и творческих способностях рецензентов, а в их желании читать книги и делиться своими впечатлениями с другими. Думаю, что постоянный раздел «Отзывы читателей» на сайте ЦБС или в соц. сетях мог бы объединить таких читателей и дать им возможность реализовать свой творческий потенциал, – высказывает своё мнение о конкурсе Татьяна Тузюк.
Как отметили представители жюри, выбор им сделать было довольно сложно, поскольку многие работы талантливо написаны, но по условиям конкурса определялся лишь один победитель в каждой номинации.
В номинации «Лучшая рецензия на книгу» победителем стала Нелли Федоровна Буданова с рецензией на роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Нелли Федоровна – учитель русского языка и литературы, поэт, отличник просвещения.
Автором лучшей рецензии на произведения В. Арсеньева признана Людмила Григорьевна Федорова, читатель детской библиотеки №10, также в прошлом учитель русского языка и литературы.
Победители литературного конкурса «Серебряное перо» получили наградные статуэтки, призы и дипломы, а участники – благодарности и брендированные шариковые ручки.
Галина Колнер, Центральная библиотечная система Находки
Работы победителей конкурса «Серебряное перо»
Номинация: Лучшая рецензия на книгу
Автор Буданова Нелли Фёдоровна
Рецензия на книгу А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»
![](https://nakhodka-lib.ru/wp-content/uploads/2022/10/Нелли-Федоровна-Буданова-e1665716182467-334x270.jpg)
Нелли Федоровна Буданова
Лучший русский роман первого десятилетия двадцать первого века «Ложится мгла на старые ступени», написанный Александром Павловичем Чудаковым, изумил, обрадовал, очаровал меня с первых страниц. Я читала его очень медленно, чтобы как можно дольше оставаться среди людей, окружающих главного героя романа – Антона, обдумывать все события, освещаемые в неспешной, раздумчивой манере, слышать многоголосье людей, населяющих книгу, наслаждаться прекрасным русским языком, которым написан роман.
Я тут же купила несколько экземпляров (кстати, их в Находке нашлось меньше десяти…), подарила родным и близким людям – и они так же бережно читали милые, светлые и горькие страницы этого удивительного романа.
Автор обозначил его суть: роман-идиллия. А разве может так быть? Времена трудные, испытания, скорби, потери – и идиллия? Да! Роман автобиографичен. Антон – это Саша Чудаков, это его детство описано в романе, это у него умный, добрый и всё умеющий дедушка, милая строгая бабушка, это его детство пронизано бесконечной заботой, освящено любовью к Родине, к людям, к книгам, ко всему живому.
Чеховед Александр Чудаков дал своему герою имя Антон и это очень тонко, очень затаённо: душевное и духовное сходство этих русских мальчиков…
Роман Александра Чудакова – событие в моей жизни. Читаешь – и перед глазами встают картины собственного детства, всплывают молодые лица родителей, односельчан, звучат их голоса, на губах ощущаешь сладковатый вкус воды родной речки Щеголихи… И каждый из тех, кому довелось прочесть роман испытывают подобное.В этом романе читатель найдёт всё, чтобы душа откликнулась, чтобы в ней замелькали страницы из собственного детства, юности, воскресли забытые образы дорогих людей, повеяло свежестью…
О жизни, о культуре, о нравственных ценностях автор повествует с уважением и благоговением. Испытываешь потрясение от нежной грусти и молчаливой мудрости ушедших поколений… Они многое знали и многое унесли с собой…
Без слез невозможно читать главу « И все они умерли»… Как достойно прожита жизнь, как достойно встречен последний миг жизни…
«Это – счастливая книга, книга о счастье, вопреки всему», – эти слова Р. Лапушкина справедливы для романа «Ложится мгла на старые ступени», написанного Александром Павловичем Чудаковым.
Номинация «Лучшая рецензия на произведение
В.К. Арсеньева «Дерсу Узала»»
Автор Фёдорова Людмила Григорьевна
![](https://nakhodka-lib.ru/wp-content/uploads/2022/10/Людмила-Григорьевна-Федорова-272x270.jpg)
Людмила Григорьевна Федорова
В юности я с увлечением прочла его роман “Дерсу Узала”, а недавно решила перечитать его удивительную, достойную восхищения книгу, в которой автор повествует о своих экспедициях 1902-1906 годов по Приморскому краю.
Кажется, что по форме это лишь путевой отчет об экспедициях, но не так все просто, ведь не случайно роман включен в перечень 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению.
В этом произведении мы знакомимся со старым и опытным следопытом гольдом Дерсу Узала. Он знает и уважает тайгу и ее обитателей, он разговаривает с великим духом леса и без всяких карт ведет через глухомань и буреломы молодых ученых, приоткрывая завесу тайны и неповторимой красоты дальневосточной природы.
Меня всегда тяготили описания природы, я старалась просмотреть эти отрывки в произведениях «по диагонали» или пропустить вовсе. Это не относится к тексту этого романа. Посмотрите, как живо описывает ее автор:
«В переходе от дня к ночи всегда есть что-то таинственное. В лесу в это время становится сумрачно и тоскливо. Кругом воцаряется жуткое безмолвие. Затем появляются какие-то едва уловимые ухом звуки. Как будто слышатся глубокие вздохи. Откуда они исходят? Кажется, что вздыхает сама тайга».
Мне не нужно было заглядывать в карту, чтобы представить себе маршрут, по которому проходил Арсеньев со своей командой. Я отчётливо видела описываемые пейзажи, слышала звуки тайги, чувствовала на коже укусы комаров и мошки, ощущала эти запахи. Этот воздух есть только в Приморье! Мне приходилось ночевать в уссурийской тайге, поэтому мои личные воспоминания дополнили рассказы автора. Вместе с участниками экспедиции я увидела: и Великую тайгу во всей её первозданной силе и красоте; и смешного лакомку-медведя, пытающегося добраться до мёда; и Дерсу Узала, кричащего на притаившегося амбу.
Потрясает то, что участники экспедиции шли по тайге пешком. По непроходимой тайге. Огромные расстояния. И при этом Арсеньев выполнял научную работу, описывал свое путешествие, собрал уникальные гербарии и коллекции. А ведь ещё нужно было руководить людьми, обеспечить их всем необходимым, вступать в контакт с местным населением, выполнить все поставленные задачи и вернуться без потерь.
Людей Арсеньев описывает замечательно. А о своем товарище – таежнике и следопыте Дерсу Узала – сына тайги, он рассказывает особенно трепетно. Поэтому, он и занял прочное место в мировой литературе, а впоследствии по роману был снят знаменитый одноименный фильм Акиры Куросавы, получивший международное признание. Дерсу умел читать тайгу, как мы читаем типографский шрифт, относился к тайге и её обитателям как к живому существу — вплоть до обожествления и анимирования природных объектов: рек, деревьев, трав, не говоря уже о птицах и животных. Не зря этот самобытный человек всех их называет одним словом — Люди. Он не раз и не два спас жизнь самому Арсеньеву, благодаря ему все экспедиции с его участием благополучно заканчивались. Восхищает отношение Дерсу к сухарным и хлебным крошкам и просто любым остаткам пищи, которые по его убеждению нужно непременно высыпать в траву или в кусты, а никак не в костёр — потому что другие Люди придут и съедят, имея в виду птиц и зверей тайги.
Нет хитрых авторских приёмов, каких-то слов-оборотней, но читая столь бесхитростный текст, проникаешься любовью и уважением к этим уникальным людям: «Наконец на нашем биваке стало все понемногу успокаиваться. После чая люди занялись каждый своим делом: кто чистил винтовку, кто поправлял седло или починял разорванную одежду. Такой работы всегда бывает много. Покончив со своими делами, стрелки стали ложиться спать. Они плотно прижались друг к другу и, прикрывшись шинелями, заснули как убитые».
В основу художественного стиля произведения В.К. Арсеньева легли разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Автор, описывая удивительный мир природы Приморья, достигает выразительности речи разнообразными средствами, используя олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения. Раскрывая мировосприятие Дерсу Узала, писатель прибегает к типу речи – рассуждение, а риторические вопросы позволяют передать глубокий внутренний мир главного героя.
С книгой интересно будет познакомиться в любом возрасте, но более интересной книга станет, когда начинаешь в жизни находить красоту природы в таких явлениях, как полёт птиц, набухшие весной почки на деревьях….
Вот тогда эти страницы заиграют перед читателем всеми красками радуги, раскрывая красоту природную.