Экскурсия по Находке для партнёров «Малого порта»
ООО «Стивидорная компания» «Малый порт» известна не только в России, но и за рубежом. «Малому порту» в 2017 году исполнится 25 лет. Компания, созданная в трудное «перестроечное» время в 1992 году, на базе трёх уникальных недостроенных причалов Восточного порта. Сегодня через «Малый порт» идёт перевалка различных грузов: леса и пиломатериалов, металлолома, угля. За прошедшие годы в жизни предприятия произошло много добрых перемен. Оно выросло, освоило новые объёмы работ и новую технику, коллектив вырос профессионально, и приобрел хорошую деловую репутацию надёжного партнёра.
24 октября партнёры порта – специалисты высокого уровня из портов Мурманска, Калининграда, Одессы, шахт Кузбасса, Российской железной дороги осле делового совещания и производственной экскурсии, совершили ознакомительную экскурсию от Врангеля до мыса Астафьева в Находке.
Главный библиотекарь городской библиотеки-музея Зоя Ковалёва, с гордостью знакомила гостей города с достопримечательностями Находки, рассказывала о наиболее значительных событиях истории и современности города.
Город Находка входит в состав Приморского края Российской Федерации, расположен в заливе Находка (восточная часть Залива Петра Великого Японского моря), в 80км восточнее Владивостока, с которым связан железной и двумя автомобильными дорогами. С юго-востока к городу подходит железная дорога и шоссе, соединяющая его с поселком Врангель и портом Восточный. Находка – город-порт Приморского края. Находка расположена на восточном побережье полуострова Трудный.
Находка – один из крупнейших городов-портов Дальнего Востока России. Транспортный узел Находки – это основа экономического потенциала. Через порты Находки поддерживается связь более чем с 40 зарубежными городами.
Стратегическое преимущество Находки – естественные незамерзающие глубоководные порты: Восточный, Торговый, Нефтепорт, Рыбный, Лесной. Они имеют развитую базовую инфраструктуру и регулярное сообщение с Японией, Республикой Кореей, Китаем, КНДР, США и Канадой. Находка – конечный пункт Транссибирской магистрали. Предпортовая сортировочная опорная станция Находка перерабатывает 30% объемов грузов ДВЖД.
Вступлением информации об истории Находки стали строки Г.П. Фокина:
«Рассвет был солнечен и ярок,
И, как всегда после штормов,
Лежала бухта, как подарок,
В оправе девственных лесов.
Еще скрипела мачта глухо,
На берегу изюбр трубил,
А флотский штурман Красильников
На карту бухту наносил»…
Издревле бухта Находка, удобная своими географическими и климатическими условиями, привлекала внимание и выбиралась для поселений древним человеком. На территории Находкинского района зарегистрировано более 40 древних поселений во временном отношении от каменного века до средневековья. С 7 по 13вв. территория Находки входила в состав государства Бохай и «Золотой империи» чжурчжэней.
В 1858-1859гг. группа судов Сибирской флотилии обследовала Южное побережье Приморья. Эту экспедицию на пароходо-корвете «Америка» возглавлял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский. Командиром на корабле был капитан-лейтенант А.А. Болтин, начальником штаба экспедиции – В.М. Бабкин. 17 июня 1959г. п/х-корвет «Америка», обогнув мыс Поворотный, вошел в неизвестную ранее бухту. Был густой туман, моросил дождь. Пароходо-корвет медленно прошел вглубь залива и недалеко от высокой горы (сопка Сестра) встал на якорь.
По приказу генерал – губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского, присутствовавшего на борту, заливу дали имя – залив Америка, в честь п/х-корвета «Америка». «По приказу его сиятельства бухта названа «Находка». С 5 июля 1859 г. названия бухты Находка и залива Америка упоминались на морской карте.
В 1860г. гидрографом подполковником корпуса флотских штурманов В.М. Бабкиным открыт «превосходный рейд» и назван бухтой Врангеля. В этой бухте сейчас находится крупнейший на Дальнем Востоке порт Восточный.
В 1864г. основан военный пост из 1 унтер-офицера и 4 рядовых, затем пост возрос до 100 человек.
В 1864г. в бухте Находка появилось первое поселение. Первый официальный житель – Иван Ефимович Краев родился 3 мая 1865г., первый брак зарегистрирован 2 октября 1866г., первая смерть – в этом же году.
Первыми гражданским переселенцами Находки считаются финские переселенцы. Промышленно-сельскохозяйственная фактория в Находке просуществовала с 1869г. по 1971г. и распалась, оставшись без поддержки государства.
Бухта Находка использовалась в основном как якорная стоянка для судов, поддерживающих сообщение между Владивостоком и Сучаном. Посетив весной 1898г. бухту Находку, А. Сильницкий написал: «берега бухты с одной стороны пустынны, а с другой – оживленны. Единственным признаком посещаемости берегов бухты русскими служит деревянное здание, построенное года четыре назад Шевелевым для надобностей его пароходства».
В 1907г. на берегах реки Каменки была образована деревня Американка, которая являлась первым поселением в этом регионе. В этом же году вокруг Находки образовались деревни Васильевка, Михайловка, Кирилловка, Волчанец, Лагонешты, Русский хутор (1906-1907).
Первые предприниматели Находки – промышленник Лисунов до 1930г. возглавлял крабовый завод на мысе Астафьева, хутор немца Эккермана, снабжал овощами заходившие в бухту иностранные суда. Федор Дерюгин был рационализатором рыбной промышленности, вместе с Саклиным держали «Рыбалку». Засоленную в бочках рыбу отвозили продавать во Владивосток на судах «Вьюга» и «Казак Хабаров».
С сопки Лебединой гостям открылась прекрасная панорама промышленной Находки. На её вершине 9 июля 1979г. в память об экипаже СРТ «Бокситогорска» установлен мемориал «Скорбящая мать». Многометровая бронзовая фигура матери с ребенком на руках всматривается вдаль, встречая всех, кто возвращается с моря. Для находкинцев этот образ матерей, жен, сестер, которые ждут своих родных.
Гости осмотрели первую в Приморском крае 18-метровую мусульманская мечеть, и прошли к православной звоннице.
Портовикам и железнодорожникам рассказывалось об истории и современном экономическом состоянии таких крупных предприятий города, как – ОАО «Находкинский морской торговый порт», ОАО «Находкинский Судоремонтный Завод».
С мыса Шефнера замечательно просматривается весьма оригинальное в архитектурном плане здание Системы управления движением судов залива Находки. Введено 1 января 1980 г. Центр управления движением судов находится и во Врангеле на вершине мыса Каменского.
Гостям города были показаны памятники истории города: «Каменный сад», переданный в дар Находке городом-побратимом Цуругой; памятный знак «Два якоря», статуя «Мир».
Гости задали вопросы о новых памятниках, и получили следующую информацию. Летом 2013 года в Морском сквере частная компания установила памятник генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому.
В июле 2013 года в городе в районе остановки Гагарина установлена скульптура рыбака, держащего штурвал. Статуя посвящена рыбакам приморского города, которые посвятили жизнь морю. Оригинал этого памятника находится в городе Глостер, Массачусетс США.
Весной 2014 года на поляне перед многофункциональным центром «Находка Мега» разместился целый «зоопарк»: тигры и леопарды, пятнистые олени, медведи, белки. Примечательно, что все скульптуры выполнены в натуральную величину. А во главе этого лесного царства стоит фигура ангела, надежного хранителя четвероногих.
Гости отметили архитектурную особенность и красоту храма Казанского собора на сопке Тобольской.
Экскурсия завершилась у маяка на мысе Астафьева в бухте Новицкого поэтическими строками:
«Океан берега ласкал, оказались они причалом.
Бросив якорь у синих скал, город строил свое начало.
Обняв бухту со всех сторон, изогнулся вокруг подковой.
Значит будет прекрасным он, если счастье его основа.
Портовики и железнодорожники с интересом осмотрели маяк, расположенный у санатория «Жемчужина», любовались окружающей панорамой мыса Поворотного, бухты Находка, сопок Брат и Сестра и острова Лисий, украшенных алыми всполохами уходящего дня.
Об экскурсии по городу рассказала главный библиотекарь ГБМ МБУК «ЦБС» НГО Зоя Николаевна Ковалёва