Главная / Детский мир / Подсказки / Лучшая детская литература как фактор мотивации чтения

Лучшая детская литература как фактор мотивации чтения

Если поместить в поисковик запрос «Зачем детям читать книги?», то обнаружится целая подборка статей на разных сайтах, где разъясняется польза чтения для ребенка.

Чаще всего в них упоминаются познавательная и воспитательная функции чтения, а также улучшение речевых способностей маленького человека, который благодаря чтению узнает много новых и красивых слов и начинает употреблять их в разговоре. Но те ли это причины, по которым стоит требовать от детей читать.

Часто мы сталкиваемся с неправильной мотивацией к чтению. Дети не понимают зачем нужно читать.

Юлия Кузнецова в книге «Расчитайка. Как помочь ребёнку полюбить чтение» считает, что книги, тем более художественные, читают не для того, чтобы много знать или писать без ошибок (в этом отношении лучше взять словарь!), а потому, что чтение хорошей книги — это удовольствие. А чтобы полюбить читать надо начинать с увлекательных книг, от которых не оторвёшься к компу или телевизору. И я с этим полностью согласна.

В своём обзоре я лишь обозначу имена современных авторов, пишущих для детей младшего школьного возраста, так как их сейчас довольно много. Исходить будем из возможностей фондов библиотек ЦБС, работающих с детьми. Как правило это книги издательств: Самокат, Розовый жираф, Росмэн, Махаон, КомпасГид…

В 7 лет дети только открывают мир для себя. Им интересны книги о работе родителей, зоопарках, городах и странах.

Говоря о работе родителей, т.е. о профессиях можно посоветовать прочитать книгу «Когда я вырасту, я стану…». Эта замечательная книга с забавными рисунками поможет узнать какие бывают профессии, а также расскажет: что пожарные делают рукавами, почему врачи летают, кому слониха разрешает помыть маленького слонёнка, зачем пчеловоду дымарь и многое-многое другое… . По каждой профессии можно сдать экзамен на юного полицейского, ветеринара, автогонщика…., а заинтересовавшись этой темой, почитать и другие книги. Например, из серии «Кем быть» издательства «Настя и Никита».А ещё в этом возрасте любят сказки. Елена Ракитина «Серёжик» Ракититинские сказки – настоящая находка для тех, кто ценит в детских книгах не только полет фантазии и желание развлечь читателя, но и богатое содержание, умение просто и мудро рассказать маленькому человеку о большом мире, что в нём важнее всего.

Ёжик-Серёжик отправляясь на поиски похищенной драконом Мамы, становится мудрее, сильнее, лучше. Ёжику достаётся волшебный ключ, который открывает двери лишь тогда, когда на главный вопрос «что самое главное?» находится правильный ответ. Сначала ему кажется, что это он сам, потом, что – это развлечения, сладости и веселье. К конечной истине «не делай другому того, чего не хочешь получить сам» герои приходят вместе с читателем, не как к данности, а как к самостоятельно добытой, осмысленной правде. В канву сказки легко и неуловимо вписаны евангельские сюжеты. Отвечая на вопросы о главном, маленькие читатели постигают идею жертвенности, противоборства добрых и злых сил, нашей ответственности друг за друга….

В 8-9 лет семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний, поэтому дети ищут в чтении занимательности. С удовольствием читаются книги, дающие информацию об окружающем мире.

И в этой связи, нельзя не упомянуть уникальный проект Московского зоопарка и издательства «Альпина Паблишер». Серия «Занимательная зоология» – один из лучших отечественных проектов последнего времени в жанре детской научно-популярной литературы. У каждой свой автор (известный человек)  и художник. Подборка книг этой серии выполняет сразу две задачи – и увлекательного чтения, и детской энциклопедии.

Для примера, остановимся на книгах писателей Дмитрия Быкова “Я вомбат” и Александра Архангельского «Я белый медведь» »,  (зачитать небольшие отрывки). Прочитав лишь одну книгу из этой замечательной серии, ребёнку обязательно захочется продолжить  знакомство с книгой  Майи Кучерской «Я ёж», Ильи Лагутенко «Я тигр», Бориса Грачевского «Я мартышка», Антона Комолова «Я ленивец»….

В этом возрасте детей также интересует, что они сами могут сделать в этом мире и какие шаги для этого стоит предпринимать. 

Книга Ольги Лагутенко «Занимательное природоведение для младших школьников» яркий пример тому. Из наблюдателей дети превращаются в участников событий. Главные герои – Алеша и Алёна, попадая в различные ситуации, побывают в подземелье у Крота, в гнезде Дрозда, познакомятся с обитателями леса, луга, болота, водоема. Все рассказы построены в форме живых диалогов, где птицы, насекомые, звери сами рассказывают детям о своей жизни.

В конце книги есть методические советы и разработки: настольные игры, викторины, лото. Тут конечно без помощи взрослых не обойтись.

Нужно учитывать и то, что цель чтения ребёнком выбирается для конкретного момента или этапа жизни. Например, на каникулах можно почитать смешные детективы Кати Матюшкиной «Лапы прочь от ёлочки!», «Ларискины и тайны перевернутой пирамиды» …., детектив-фэнтези Сергея Климковича «Сокровища первопечатника», фантастическую повесть Анны Старобинец «Котландия»Остановимся подробнее на этой книге. Котлантида – это не только любопытный сюжет, но и отсылки к разным известным фильмам, книжкам и цитатам. Что будет мотивировать маленького исследователя почитать дополнительную литературу. Например, узнаваема история об Атлантиде, затонувшем острове, который, естественно, в книге называется Котлантидой и на котором живут Коты-котланты. Грозный бог котлантов Пуси-дон. Главный герой – рыжий кот Багет, обладает наследственной способностью проходить сквозь время, так как происходит из знатного рода котов-магов – его прапрадед прибыл когда-то в Россию в фургоне с французским хлебом…  Книга хорошо тренирует образное мышление, интересно иллюстрирована и наполнена добрым юмором.

В 9-10 лет, когда доверие к сказке иссякает и у ребёнка возникает потребность найти себя в мире таких же как он, озорных, мечтательных, иногда одиноких, но чаще влюбленных в жизнь мальчишек и девчонок детям предлагают почитать истории о школе и школьниках. У Елены Ракитиной есть книга «Если бы у меня была своя планета». Герои историй третьеклассники и закадычные друзья Мишка и Егор, с первого взгляда кажутся взятыми из другой эпохи: так много в них светлой веры в доброту, взаимовыручку, торжество справедливости. В этом мире нет места скуке, ничегонеделанью. Мишка и Егор открыватели новых пространств, запахов, секретов. Почему черепаха выползает во время чтения стихов? Как установить зависимость сновидений от съеденной накануне пищи? Как стать лучшим другом директора? Сюжеты рассказов просты, увлекательны, остроумны. Угадать чем закончится каждый практически невозможно.

Упомянём и сборник рассказов и стихов о школьной жизни Тамары Крюковой «Потапов к доске!».

Смеяться, потому что читаешь веселую историю, это настоящее удовольствие! Дети такие истории обожают! И если каким-то книжкам и суждено побороться за внимание ребенка, то это именно они.

Парвела Тимо «Элла в первом классе» Элла в первом классе» открывает серию «Элла и её друзья», очень смешную и очень жизненную, ведь Тимо Парвела – учитель и прекрасно знает, о чем пишет. 

Если разбирать книжки с точки зрения «поучительности», то тут скорее развлекательное чтение! Легкое, веселое. Много диалогов, отсутствуют сложные обороты и многострочные предложения. А что ещё надо, чтобы заинтересовать ребёнка-первоклассника чтением как таковым. Можно рекомендовать  книги детям 7-8-9 лет для самостоятельного чтения.

Госинни, Рене  «Малыш Николя на переменках» 

Герои повестей – сам рассказчик малыш Николя и его друзья: вечно жующий Альцест, отличник и любимчик учительницы Аньян, драчун Жоффруа, двоечник Клотер и многие другие. Если вы помните «Денискины рассказы» В. Драгунского или Эмиля Астрид Линдгрен, то представляете, как трудно жить с такими сорванцами. А теперь представьте, что их – целый класс. Неудивительно, что справиться с ними не могут не только учительница, но и директор.

Книга написана в виде небольших рассказов, читать очень удобно. Замечательные иллюстрации и море юмора, тонкого и неизбитого. Мы с сыном хохотали над фразочками типа: «если ты решил валять дурака и драться, то нечего было приходить на пустырь, это отлично можно делать и в школе». Вообще-то, юмор Госинни известен всем – ведь именно он подарил нам забавные истории про Астерикса и Обеликса.

Завершая обзор, хотелось бы отметить, что одному ребенку достаточно совета друга, чтобы найти интересную книгу и начать читать «запоем», другому необходима помощь взрослых: родителей, преподавателей, библиотекарей.

Повысить читательскую мотивацию можно через создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают развить интерес у ребёнка.

Применим на практике некоторые из них.

Как известно книга позволяет нам «видеть невидимое»: картины, звуки, запахи.  Давайте представим на некоторое время, что мы дети и попробуем замотивировать себя на чтение конкретной книги исходя из образа яркого персонажа.

Задание 1. Я вам зачитаю отрывок из книги с описанием героя, а вы визуализируете и изобразите его на бумаге. (персонаж Анны Никольской – Чемодановна). Раздать бумагу, карандаши

«Очевидно, что Авдотья Чемодановна Свирепова была женщиной колоссальной – как снаружи, так и внутри. Всё  в ней было большим: сердце, душа, размер ноги (49-й), челюсть обширная, как сжатая нива, рост, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса, бородавки и конечно чемодан.

На голове у неё красовалась высокая малиновая причёска в виде дома – с дверями и окнами, а на лавочке у дома сидел крошечный человек с неприятным хмурым лицом.»

Результат: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Составление викторины по тексту произведения стоит поручать самим школьникам. Вот уж в этом случае они всю книгу чуть не под микроскопом просмотрят, чтобы найти вопрос, на который никто не ответит!

Викторина по книге Анны Старобинец «Котлантида»

  1. Багет – это:

– рамка для картины

– французская выпечка

– сумка для котов

  1. Коты живут 9 жизней, по мнению:

– египтян

– европейцев

– мусульман

  1. «Кото-хизис» – это:

– педагогическая поэма

– книга, содержащая основные положения вероучения

– кошачий рай

  1. Пифия – это:

– дочь Пифагора

– покровительница котов

– жрица-прорицательница

  1. «Мурианна»:

– персонаж Жюлье́тты Бенцо́ни

– героиня сериала «Богатые тоже плачут»

– прозвище кошки королевы Франции

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Задание 3. Тексты с  «хвостами» – незавершенные предложения, которые нужно закончить по смыслу по книге Е. Ракитиной «Приключения новогодних игрушек».

В предлагаемом тексте эти «хвосты» перепутались или потерялись.  Поэтому будет интересно «навести порядок»  – соединить начала и концовки предложений.

В прошлый раз он спрятался висеть пониже, чтобы Павлик увидел его.
На балу, таком весёлом и коротком, каждой игрушке хочется вырывалось синее пламя.
Ослик залез под серпантин и мечтал только об одном чтобы ты запутался.
Как то его схватили разноцветные пальцы, они были в проживёт ещё долгую жизнь.
Стеклянная сосулька знала, что в ватной бороде Деда Мороза.
Лоскуток, из которого он был сшит, понял, что быть красивой.
Зелёный шарик помнил, как из газовой горелки томатной подливке и шоколаде.
Сколько раз объяснять: они специально крест-накрест бегают, очень похожа на настоящую.

………………………………………………………………………………………………………………………….

Задание 4. Тексты с «дырками» – это не дефект учебного издания, а специальный приём для повышения у ребёнка интереса к чтению.

Сначала он прочтёт цельный текст, а затем такой же текст, но с «дырками» – т.е. с пропущенными словами или частями рассказа, припоминая их и вставляя по смыслу в нужном месте. Важно создать мотив обучения, чтобы ребенок понимал, что от успешности выполнения задания зависит сюжет (содержание) рассказа. Это делает чтение осмысленным.

Ещё можно использовать такие приёмы как текст с «дырками» , тексты с «прятками», в которых прячутся не слова, а слоги, также тексты «шиворот-навыворот». Сделано это для того, чтобы ребёнок  читал не механически, а вдумывался в смысл прочитанного.

См. электронную презентацию: Практические задания

Дополнительная литература по теме: Светлана Сущевская «Тексты с дырками и хвостами. Методика вдумчивого чтения» 

Резюме: Чтение – не повинность, не обязанность. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».                   В.А. Сухомлинский

 

Информацию подготовила Н.Ю. Воронкина, зав. Центральной городской библиотекой

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели