79 лет образования Приморского края

Край, в котором мы живём, называется Приморским. В этом названии отражена существенная особенность: географическая привязанность к Тихоокеанскому побережью. Океан оказывает своё определяющее внимание на экономику края.

История административного преобразования Приморского края состоит из нескольких этапов. Приморская область образована с административным центром в Николаевске-на-Амуре в 1856 г. решением государственного совета из приморских территорий Восточной Сибири. В состав Приморской области вошёл Южно-Уссурийский край после заключения Пекинского договора в 1860 г. В 1890 г. военный губернатор Приморской области П.Ф. Унтерберг издаёт циркулярное письмо о переводе из Хабаровска во Владивосток управление областью. Владивосток становится административным и экономическим центром Приморской области. Реорганизации проходили в 1888, 1909, 1920-1922 гг.

Карта Приморской области. СПб: Картогр. зав. Г. де-Кельш, [после 1911].

(оригинал карты находится на сайте Президентской библиотеки)

20 октября приморцы отметят знаменательное событие 79 лет образования Приморского края. Именно в этот день в 1938 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края». Это было сделано в целях руководства народным хозяйством.

Это был сложнейший период.  Японцы в 1932 г. оккупировали Маньчжурию и разместили у границы Квантунскую армию. Агрессивность Японии вылилась в вооружённый конфликт в районе озера Хасан в июле-августе 1938 г., когда японцы попытались захватить часть советской территории. Однако войскам Дальневосточного Краснознамённого фронта под командованием В.К. Блюхера удалось разгромить противника. 10августа 1938 г. между СССР и Японией было подписано соглашение о перемирии. Но угроза военного вторжения вынуждала осуществлять меры по обороноспособности края. Поступала новая боевая техника, оружие. Военные моряки получили новые корабли, с 1933 г. в их распоряжении появились подводные лодки. 

Сводный отряд подводного плавания с базированием в бухте Находка (залив Америка) был образован 14 ноября 1934 года в составе одного дивизиона 1-й бригады подводных лодок и полудивизиона 3-го дивизиона 2-й бригады, размещавшихся во Владивостоке. Командиром был назначен Г. Н. Холостяков. В феврале 1935 года в бухту Находка пришли три подводные лодки типа М 4-й бригады. На основании этого же приказа создается новый отряд подводного плавания с базированием в бухте Находка и включающий в себя 5-й дивизион 1-й бригады ПЛ (подводные лодки Щ-117, Щ-118, Щ-119 и Щ-120) и 4-й дивизион 2-й бригады ПЛ (подводные лодки М-19, М-21 и М-22). Новому сводному отряду для обеспечения боевой подготовки придается база подводных лодок «Саратов», водолазная партия ЭПРОН и тральщик № 11 «Пластун».

Серьезный вклад в социальное развитие Находки внесли строители 5-й бригады подлодок  (5 БПЛ, командир Г.Н. Холостяков), базировавшиеся в бухте Находка в 1934-1936 гг. Ранней весной 1935 года началось строительство стадиона, уже в мае спортивная площадка была готова, и через месяц состоялась бригадная спартакиада. С прибытием офицерских семей появился родильный дом и школа, клуб, баня. До сих пор на улице Макарова, в районе Нефтебазы, стоят несколько домов, построенных матросами-подводниками. Два дома до сих пор сохранились на остановке «Лесная», на одном из которых под козырьком подъезда когда-то была надпись «1934 г.».

Краевед Шамиль Вахитов в своей статье вспоминает о встрече с Г. Холостяковым в 1972 году на 3-ем съезде молодых рыбаков в Калининграде: «Георгий Холостяков, рассматривая подаренный проспект о Находке,  сказал: «Вот Сестра, гора Брат. А это – бухта Лашкевича. Я в Находке в 1934 году построил первый причал, первый родильный дом».

В 1938 году территория края включала 17 районов, 5 городов, население насчитывалось 903 тысячи человек. Социально-экономические преобразования способствовали росту населения. В 1938 г. статус города получили Бикин, Артём, Лесозаводск.

В конце 30-х годов активно строились новые линии и объекты железной дороги. В 1936 г. вступило в строй вагонно-пассажирское депо на станции Первая Речка,  в 1938 г. построен вокзал на Угольной, в эти же годы —  станции Ружино, Манзовка, Ворошилов-Уссурийский, Тихоокеанская, Смоляниново, Сучан и др.

В издании «Приморье. Время. События. Даты» в 1938 году указаны следующие яркие события: «Дальневосточное морское пароходство досрочно к 7 ноября выполнило навигационный план грузоперевозок. Начались работы по получению вольфрама. Состоялось совещание стахановцев рыбной промышленности Дальнего Востока. Во Владивостоке прошло совещание лучших представителей промышленной молодёжи с целью обобщить опыт стахановского движения. Принято Постановление о переименовании Постышевского района в Красноармейский. Организованы лаборатории исследования лекарственных растений. Созданы МТС, автоколонны и моторно-рыболовные станции в Артёме, Будёновском, Ольгинском, Посьетском, Тернейском и Шкотовском районах. 16 апреля организован Приморский краевой радиокомитет. Больших успехов добились шахтёры Сучана. В.К, Коккинаки завершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Владивосток. В Приморье состоялся мотокроссс, посвящённый 20-летию ВЛКСМ. Организована сеть политпросветшкол. 29 октября открылся театр Тихоокеанского флота. Приморское отделение Географического общества приобрело библиотеку и личный архив В.К. Арсеньева. В Приморском крае было 3 высших учебных заведения – ДВГУ, ДВПИ и институт иностранных языков; 6 техникумов; 3 педучилища; 9 медицинских школ.

Какие события происходили в тот период в Находке?

В 1931 г. на побережье бухты Находка работают изыскательские экспедиции  — гидрогеологи из Ленинграда.

Старожил города Б. Романов вспоминает: «В 1931 году молодых учителей г. Партизанска послали на работу в деревню Находку. Меня направили в поселок (тогда он назывался «Дальгосрыбсбыт»), где год назад открыли школу. Учащихся было человек 50 по 10-15 учеников в каждом классе. Ребята сидели в одной комнате: слева от учителя один класс, справа – другой. Много учебного времени уходило на экскурсии, работу на пришкольном участке, благоустройстве территории школы и поселка, помогали рыбакам в путину. Деревня в то время имела около 50 дворов, располагавшихся на возвышенности, где сейчас площадь горисполкома. Одна улица «Деловая» спускалась от вершины холма к устью реки Каменка и переходила в проселочную дорогу, идущую на Сучанский рудник, другим концом дорога упиралась в скалу, где сейчас здание управления порта. Здесь стояло небольшое деревянное здание агентства Совторгфлота, несколько складов. Где сейчас выставочный зал Дальинторга, стоял небольшой домик – школа с одной классной комнатой. На берегу был «деловой центр» Находки. На этот берег приходил пассажирский пароход из Владивостока. Он останавливался в 150-200 метрах от берега, кунгусом на берег перевозили пассажиров и груз. Жители деревни занимались в основном единоличным сельским хозяйством, ловлей рыбы у берега, продавали ее крестьянам окрестных сел. Вдоль речки Каменки были сенокосные угодья, в районе Пади Ободной было небольшое поселение крестьян-бедняков – деревня «Американка» дворов 30. В Находке не было клуба, избы-читальни. Местом просветительной работы была школа. Изредка в деревню привозили кинопередвижку, демонстрировали киноленты того времени, молодежь под руководство учителя устраивала самодеятельные спектакли. Когда зимой замерзала бухта, к нам приходили со всей Находки смотреть спектакли и представления. Мы – комсомольцы оказывали шефскую помощь пограничникам, оформляли им стенгазету, выступали на заставе со струнным оркестром.

В поселке Дальгосрыбтреста на мысе Астафьева жизнь проходила более оживленно. Там было значительно больше молодежи. Основным занятием населения была рыбная ловля и обработка рыбы.  Все хозяйство промысла состояло из 15-20 парусных кунгусов, одного моторного катера и берегового хозяйства – около 20 засольных бетонных чанов, небольшая коптильня. В 1932 году к началу путины поступили с Диамидовской судоверфи 22 моторных бота. Молодые рыбаки с помощью опытных наставников быстро освоили новые суда.  

Был в Находке в то время еще один обжитый уголок – база Дальлеса. На месте морвокзала было круглое озеро-лачуга, соединенное с бухтой узким каналом. На берегу озера стояло небольшое деревянное строение – мастерские и контора базы треста «Дальлес». Лес, заготовленный в верховьях реки Партизанской, сплавлялся по ней до села Екатериновки. Здесь лес собирался в плоты и небольшим буксирным катером «Иха» от села Владимиро-Александровское по реке и заливу доставлялся в озеро, которое называлось «пятачок».

До 1934 года берега бухты Находка, за исключением обжитых участков деревни Находки, промысла ДГОТ на мысе Астафьева и частично озера «пятачок», были пустынны и представляли из себя заросли леса и кустарников, большого заболоченного луга в конце бухты – в районе станции Рыбников.

В 1934 г.  открыта станция Лациса (станция Находка).

  В 1939 г. было начато строительство Находкинского Торгового порта.

О Приморье можно много раз сказать «Всё самое, самое и впервые!» Территория Приморья равна 164,7 тыс. кв. км. Это больше территорий Бельгии, Голландии, Дании и Швейцарии, вместе взятых. Залив Петра Великого – самый большой материковый залив Японского моря. Мокрушинская пещера в Ольгинском районе является самой крупной пещерой на Дальнем Востоке. Единственный в России – Дальневосточный морской заповедник был утверждён в 1978 году. Из шести подвидов тигра, обитающих сегодня на Земле, амурский тигр – самый крупный. Праздник «День тигра» проводится в Приморье с 2000 г. Тигр изображен на гербах Приморского и Хабаровского краев, Надеждинского, Спасского и Пожарского районов Приморья, Владивостока, Лесозаводска и Хабаровска. Самые маленькие птицы на Дальнем Востоке – желтоголовый королёк,  певчая птица весом 6-7 грамм, и корольковая пеночка, её вес не превышает 6-8 грамм. Самое редкое, загадочное насекомое,  обитающее в России,  только в Приморье – палочник уссурийский. Самой крупной в России дневной бабочкой является синий махаон, или хвостоносец Маака. В Приморье произрастают редкие целебные растения – женьшень, бархат амурский, элеутерококк колючий, заманиха высокая, аралия; самое маленькое в мире растение – ряска японская.

Первая в Приморье подробная морская карта с указанием глубин была составлена в 1860-1861гг.  В 1861 г. в Петербурге было опубликовано первое систематизированное научное географическое исследование Уссурийского края – двухтомное «Путешествие по долине реки  Уссури» Ричарда Маака. Первая научная организация края – Общество изучения Амурского края образовано в 1884 году. Первый  островной маяк в крае давно ставший символом Владивостока, установлен 20 ноября 1876 года на острове Скрыплёва. Первый поезд ТрансСиба впервые последовал во Владивосток в октябре 1916 года. Первая женщина-капитан Дальнего плавания А.И. Щетинина – Почётный житель Владивостока. Самый большой порт Дальнего Востока, крупнейший в России угольный терминал – Восточный порт. Немного в мире городов, имеющих суда класса – большие парусники. Во Владивостоке – это «Паллада» и «Надежда». Самый известный путешественник Фёдор Конюхов начинал свои первые путешествия из Находки.

Интересные события и факты освещаются в книгах: «История Российского Приморья», «Встречи солнца», «Российское Приморье на рубеже третьего тысячелетия», «Приморский край. Всё самое, самое, самое». Приглашаем познакомиться с этими и другими изданиями в городской библиотеке-музее.

Главный библиотекарь городской библиотеки-музея МБУК «ЦБС» НГО Зоя Ковалёва

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.



ГосУслуги

Официальный сайт администрации Приморского края
Перейти к верхней панели