Главная / События / ЧТОБЫ ПОДРОСТОК ЛЮБИЛ ЧИТАТЬ

ЧТОБЫ ПОДРОСТОК ЛЮБИЛ ЧИТАТЬ

Думаю ни для кого не секрет, что подростковый возраст является одним из самых загадочных, сложных и в то же время довольно изученных явлений нашей жизни.    В этом возрасте происходят самые яркие трансформации личности за самое короткое время, и ни один другой этап жизни человека не может сравниться, в этом смысле, с подростковым возрастом.

Понятно, что деятельность библиотек, как учреждений культуры, напрямую связана с интересами и потребностями подростков в удовлетворении их информационных и читательских запросов.  Помимо этого, каждый юный житель нашего города в этом непростом для себя и окружающих возрасте, находится в состоянии поиска базовых человеческих ценностей и испытывает потребность в раскрытии  способностей и реализации себя как личности.

Учитывая все эти факторы и довольно сложную ситуацию с читательской культурой у детей этого возраста, работники муниципальных и школьных библиотек решили совместно более детально обсудить основные проблемы и современные подходы в области взаимодействия с подростками в библиотеке. Таким образом, 25 февраля этого года состоялся семинар библиотечных работников муниципальных и школьных библиотек «БИБЛИОТЕКА И ПОДРОСТОК: ИНТЕРЕСЫ, ПРОБЛЕМЫ, БУДУЩЕЕ», участниками которого стали около 48 сотрудников библиотек.

01622.MTS_snapshot_00.01_[2015.03.05_12.07.07]01605.MTS_snapshot_00.07_[2015.03.05_12.01.36]

Программа семинара отразила все многообразие библиотечной деятельности в работе с детьми подросткового возраста и необходимость обсудить готовность библиотечных специалистов решать проблемы в этой области. Конечно, без знаний психологических особенностей детей этого возраста, не стоит ожидать каких-либо позитивных результатов от процесса формирования у них читательской культуры, что стало более понятно после того, как участники семинара прослушали великолепную лекцию педагога-психолога МБОУ «СОШ №25» ЦЕВЕЛЕВОЙ Татьяны Александровны. Название лекции «Что такое подростковый возраст и как с ним НЕ бороться?» полностью отразило приоритеты в работе с подростками, где во главу угла был поставлен личный интерес ребенка, а не принуждение.

Особое место в работе с детьми занимают взаимоотношения с «трудными» подростками, которые наиболее всех подвержены различным правонарушениям и негативным привычкам. Как обстоят дела с этой категорией детей в Находке, нам рассказала инспектор по делам несовершеннолетних КАЗАНЦЕВА Ольга Васильевна, представив нам реальные факты из жизни подростков и объяснив, какую профилактическую работу можно проводить непосредственно в библиотеках.

01603.MTS_snapshot_00.02_[2015.03.05_11.57.47]01606.MTS_snapshot_07.37_[2015.03.05_12.02.22]

Известно, что подростки воспринимают информацию зачастую фрагментарно и поэтому для них важен эмоциональный подтекст. В связи с этим, мероприятия для данной категории должны быть динамичными, красочными, эмоциональными. Важно, чтобы дети сами принимали участие в происходящем, где должен присутствовать соревновательный аспект, командная и индивидуальная деятельность. Понимание важности этих направлений в библиотечной деятельности проходило главным лейтмотивом во всех выступлениях участников семинара.

Процесс обмена позитивным опытом работы с подростками сопровождался красочными иллюстрациями различных мероприятий по организации досуга и привлечению детей к чтению, формированию у них информационной культуры. Так, заведующая центральной городской библиотекой ЭКК Антонина Федоровна в своем выступлении «Любимую книгу листая, профессию мы выбираем» поделилась богатым опытом в области профессиональной ориентации подростков и юношества, который, несомненно, является нужным и полезным для всех, кто в нем заинтересован.

01601.MTS_snapshot_00.04_[2015.03.05_11.57.17]01628.MTS_snapshot_02.56_[2015.03.05_12.09.29]

Не менее актуальными и полезными были выступления ЕФРЕМОВОЙ Татьяны Юрьевны и САЗОНОВОЙ Анны Вильевны, рассказавших о секретах подготовки и успешного проведения диспутов в рамках молодежного проекта «В Личном Контакте». Выступающие наглядно и детально раскрыли весь механизм подготовки и проведения, довольно редких в библиотечной практике, дискуссионных форм работы. Наряду с диспутами была представлена информация об опыте проведения вебинаров, о которых интересно и со знанием дела поведала слушателям библиотекарь МБОУ «СОШ №22» ЛИПСКАЯ Ирина Владимировна, тем самым вызвав бурные аплодисменты у своих коллег.

Одним из вопросов современности является воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма к своей Родине, что и нашло свое отражение в волнующем своей искренностью выступлении АВДЕЕВОЙ Татьяны Михайловны «О патриотизме без пафоса». Татьяна Михайловна, заведующая библиотекой МБОУ «СОШ №18» поделилась богатейшим опытом организации и проведения мероприятий патриотической направленности и продемонстрировала наглядный эффект от своей работы, представив интересные видеоматериалы.

01609.MTS_snapshot_00.00_[2015.03.05_12.03.58]Липская_12.05.57]

 

Наряду с вопросами подросткового чтения и общения на семинаре прозвучали рекомендации по таким актуальным темам этого года, как 70-летие Победы, Год литературы в Российской Федерации и Неделя детской и юношеской книги. Доступно и пошагово заведующая центральной детской и юношеской библиотекой БУЧАСОВА Светлана Юрьевна рассказала, как в библиотечной практике использовать  интерактивные мероприятия, предназначенные для детей подросткового возраста.

Большой интерес у слушателей вызвал библиографический обзор «Последние новости из мира подростков», где главный библиограф ЦБС ХРИЕНКО Ирина Борисовна и библиотекарь МБОУ «СОШ №3» КОЗАКОВА Валентина Федоровна эмоционально и наглядно представили новые и наиболее популярные книги о подростках и для подростков.

01648.MTS_snapshot_05.49_[2015.03.05_12.11.44]Семинар

 

Завершилось учебное занятие бурной дискуссией «Современное детство и библиотека: диалог или конфликт?», которую профессионально подготовили и привлекли к участию в ней всех слушателей семинара методист ЦБС ВОРОПАЕВА Раиса Михайловна и заведующая методическим отделом ЦБС АФАНАСЬЕВА Анастасия Алексеевна. Обсуждение затронуло такие вопросы, как авторитет библиотекаря – руководителя детским чтением, «что может предложить библиотека подростку» и «что хочет подросток от библиотеки», высказаны мнения о подростке как объекте для библиотечного воздействия и многие другие.

01650.MTS_snapshot_10.14_[2015.03.05_12.13.41]01650.MTS_snapshot_16.02_[2015.03.05_12.12.59]

На семинаре была рассмотрена общая ситуация с библиотечным обслуживанием подростков в муниципальных и школьных библиотеках Находки, представлен удачный опыт работы с ними, поднят вопрос о мотивации, знаниях, коммуникативных навыках, личной заинтересованности библиотекарей в работе с подростками.

Конечно, все понимают, что эффективно решать вопросы, связанные с формированием информационной культуры подростков, сплочением детей по интересам и привлечением их к чтению возможно только в том случае, если эта работа ведется в сотрудничестве с родителями и школами. Поскольку без этого сотрудничества крайне трудно, и практически невозможно, выстроить целостную систему взаимодействия, ведущую к положительным результатам. Наряду с этим необходимо помнить и учитывать тот факт, что в представлении подростков в комфортной библиотеке должно быть все – от современных книг и компьютерных игр до музыкальных установок и мягких тапочек.

IMG_191501650.MTS_snapshot_09.59_[2015.03.05_12.12.43]

В итоге, все участники семинара пришли к единому мнению, подтверждающему тот факт, что для привлечения подростков в библиотеки и приобщения их к систематическому чтению необходимы, в первую очередь, качественный фонд библиотечных документов, современная материально-техническая база библиотек, высокая квалификации и позитивная мотивация библиотечных кадров, работающих с подростками, высокий имидж учреждений культуры.

Надеюсь, что 2015 год, заявленный Годом литературы в Российской Федерации, даст хороший шанс библиотекам и всем кто занимается детской литературой, улучшить ситуацию с удовлетворением читательских вкусов всех юных любителей чтения нашего города.

06.03.2015 г.   ЧЕРНУХИНА Л.А., главный библиотекарь ЦБС

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели