Главная / Коллегам / Методические материалы / Профессиональная периодика в помощь библиотекарю

Профессиональная периодика в помощь библиотекарю

ПРЕДСТАВЛЕНЫ  СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛОВ: БИБЛИОТЕКА ПРЕДЛАГАЕТ, БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО, СПРАВОЧНИК РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

 

  1. Бочкарева, Н. Как нижегородская библиотека ежегодно зарабатывает почти 2,5 миллиона рублей // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2021. – № 3. – С. 80-83.

Директор Нижегородской областной детской библиотеки им. Т. А. Мавриной рассказала, как ежегодно библиотека зарабатывает 2,5 миллиона рублей на познавательных мероприятиях на основе книг.

Нижегородская библиотека применяет новые тренды, в основном, на познавательных мероприятиях: квесты, ралли, бродилки, хайп-акции, развивающие мастер-классы для детей и подростков.

В библиотеке стали применяться новые технологии виртуальной и дополненной реальности. Все платные программы носят не просто развлекательный характер, они основаны на книгах.

  1. Волосенко, Л. Вселенная Федора Абрамова. К 100-летию со дня рождения писателя / Л. Волосенко // Библиотечное дело. – 2021. – № 9. – С. 41-44.

Статья посвящена работе Библиотеки № 2 им. Федора Абрамова Невской ЦБС г. Санкт-Петербурга по популяризации творчества писателя, имя которого она носит. Библиотека поставила перед собой задачу сбора и популяризации наследия писателя, и это стало ведущим направлением работы. Выделен Абрамовский фонд. В фойе оформлена мемориальная экспозиция «Федор Абрамов в Ленинграде». Ежегодно в феврале ко дню рождения писателя в библиотеке проходят Петербургские Абрамовские встречи, а 14 мая – дни памяти.

  1. Захарченко, Н. «Ловись, читатель, большой и маленький!» / Н. Захарченко/ Библиотечное дело. – 2021. – № 19. – С. 24-27.

В статье раскрывается деятельность Нижегородской областной универсальной научной библиотеки в виртуальном пространстве. (ВКонтакте)

  1. Мазурицкий, А. М. Жертвы «отчётомании», или как убить живую работу? / А. М. Мазурицкий. – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2021. – № 6. – С. 27-31.

В данной статье рассмотрена проблема обилия отчётной документации в библиотечной деятельности и влияние её на эффективность работы.

  1. Мазурицкий, А.М. Как нам добиться взаимности. Диалог библиотек и власти/ А.М. Мазурицкий// Библиотечное дело.– 2021.– № 18.– С. 16-18.

Автор  публикации говорит о том, что успешная деятельность библиотеки определяется не только ее материальным состоянием, наличием информационных ресурсов и профессионализмом руководителя и сотрудников, но и тем, насколько налажено и успешно реализуется ее взаимодействие с учредителем.

Автор приводит многочисленные примеры ущемления прав библиотек. В публикации оценивается роль Министерства культуры РФ в руководстве библиотечным делом, как положительная, так и отрицательная.

  1. Макаров, В. А. Электронные документы в Национальной библиотеке: вызовы, место и роль в коллекции // Библиотечное дело. – 2021. – № 14. – С. 23-26.

Обоснована важная роль электронных документов в фондах национальных библиотек.

  1. Мосеева, Ю. «Виртуальная выставка: взгляд изнутри». Выбор оптимальной платформы / Ю. Мосеева // Библиотечное дело. – 2021. – № 7. – С. 30-31.

Автор представляет опыт создания виртуальных выставок с помощью сервиса Genially специалистами Мурманской ГОУНБ. Выбор в пользу этой платформы обусловлен ее интерактивностью, функциональностью, технической поддержкой, удобством использования. Автор рассказывает об основных этапах создания виртуальной выставки.

  1. Новиков, И. Правительство утвердило план мероприятий к Десятилетию детства. Как библиотекам использовать план, чтобы отчитаться // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2021. – № 4. – С. 16-21.

Как библиотекам работать по Плану мероприятий государственной программы «Десятилетие детства». Положения Плана, которые относятся к библиотекам.

  1. Осовская, Г. Онлайн-мероприятия: как учитывать уже сейчас, пока Минкультуры не изменило нормы / Г. Осовская // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2021.- №5. – С.74-79.
  2. Пикунова, О. В. Площадка для общения. Оценка эффективности работы библиотек в социальной сети «В Контакте» // Библиотечное дело. – 2021. – № 14. – С. 2-4.

Представлен анализ работы библиотек г. Брянска в социальной сети ВКонтакте.

  1. Симонова, Е. С. Юридический ликбез. От правил – к праву // Библиотечное дело. – 2021. – № 4. – С. 29-32.

Обоснована роль Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого г. Севастополя в формировании правовой культуры пользователей.

  1. Семячко, А. В. Видеоподкасты: какие темы выбрать и как записать, чтобы привлечь внимание к учреждению и расширить аудиторию / А. В. Семячко // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2021. – № 6. – С. 42-47.

Автор представляет алгоритм создания и выпуска библиотечных видеоподкастов. В качестве примера приводится видеоподкаст «Книжные истории», который создается Отделом по работе с юношеством ЦГПБ им. В. В. Маяковского г. Санкт-Петербурга. Выделены моменты, на которые следует обратить внимание:

  1. Синкевич, Т. Нейминговый проект/ Т. Синкевич// Библиотечное дело.– 2021.– № 17.– С. 24-28.

Автор делится опытом формирования корпоративной культуры в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербурга.

В библиотеке, где работает автор, используют нейминговые проекты. Самым популярным стал проект «Пушкин-холл», который способствовал формированию и росту лояльности персонала.

 «Нейминг – это процесс разработки названия для компании или продукта», «нейминг – часть брендирования».

  1. Сулейманова, Л. Для всех и каждого. Широкие возможности нового «Интеллект-Центра»/ Л. Сулейманова// Библиотечное дело.- 2021.- № 2.- С. 28-30.

Автор статьи рассказывает об открытии модельной библиотеки в г. Черемхово Иркутской области. Библиотека не просто стала модельной, она разработала Концепцию своего развития, что совсем не характерно для других модельных библиотек. Главная цель Концепции – создание равных условий для обслуживания всех жителей города. В библиотеке появятся базовая площадка проектной деятельности для школьников и представителей НКО, студия научного эксперимента, лаборатория цифровых ресурсов. Концепция предполагает, что площадки будут функционировать при помощи 3D-моделирования, создания типографии и других сервисов.

  1. Тельтевская, О. А. Пространство библиотеки как социокультурное явление. На примере Национальной библиотеки Республики Карелия // Библиотечное дело. – 2021. – № 3. – С. 2-5.

Рассматривается обновлённое пространство Национальной библиотеки Республики Карелия как социокультурное явление.

  1. Шевчук, Е. Странствия и судьбы. Опыт реализации мемориальной деятельности в библиотеке им. А. Грина / Е. Шевчук // Библиотечное дело. – 2021. – № 8. – С. 20-21.

Статья посвящена истории и современности библиотеки № 122 им. А. Грина ЦБС Юго-Восточного административного округа г. Москвы. Большое внимание уделяется работе по продвижению творчества титульного автора. Имя А. Грина библиотека получила в 2017 г., а уже в 2018 г. открылась мемориальная выставка-инсталляция. Ее материалы активно используются при проведении экскурсий и бесед.

Активно используется такая форма работы, как громкие чтения. Читаются в основном рассказы, при этом библиотекари ориентируются на возраст слушателей. Каждая читка сопровождается обсуждением, рефлексией.

Проводятся фестивали на тему произведений А. Грина, в которых принимают участие литературные и художественные работы.

Используются и другие, новые формы работы: флешмобы, челленджи, интерактивные и напольные игры, квизы, литературные квесты. В 2020 году в год юбилея А. С. Грина, библиотека собрала все библиотеки России, носящие имя писателя, и создали Сообщество библиотек Грина.

  1. Яковлев, А. Как «прокачать» библиотеку и привлечь в нее молодежь/ А. Яковлев, В. Попова, Н. Тимакова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2021.- №5.- С.34-37.

Московская губернская библиотека запустила в Подмосковье проект «Библиотека – современное общественное пространство», цель которого – привлечение молодежи в библиотеку. Чтобы достичь этой цели, библиотеки стали работать по-другому. Как библиотеки привлекали новых партнеров, какие новые платные услуги внедрили – обо всем этом и многом другом говорится в статье

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ

 

  1. Лунина, В. Великая Отечественная война: взгляд подростка-читателя / В. Лунина // Библиотечное дело. – 2021. – № 8. – С. 39-42.

Автор представляет результаты социологического исследования «Великая Отечественная война: взгляд подростка-читателя», проведенного среди читателей детских библиотек и библиотек, обслуживающих детей, Краснодарского края в рамках Года памяти и славы. Исследование было проведено Краснодарской КДБ им. Братьев Игнатовых методом анкетирования. Всего было опрошено 1188 подростков

  1. Тихомирова, И. Две разные модели. Российские и западные традиции чтения

художественной литературы: в чем разница? / И. Тихомирова // Библиотечное дело. – 2021. – № 3. – С. 22-27.

Автор, крупнейший российский специалист в области детского чтения, показывает различия между российскими и западными традициями чтения художественной литературы. Разница между ними была наглядно показана на Международном семинаре «Чтение в системе социально-культурного развития личности», проходившем в 2006 г.

Зарубежные специалисты, говоря о литературном чтении, обращали внимание на проблему понимания текста и вытекающей из нее технологии текстовой деятельности

школьников. В российских выступлениях ключевыми словами были «культура», «духовность», «воспитание», «влияние». Для западных специалистов чтение – это основа

 успешности образования, информационной и функциональной грамотности человека.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

 

  1. Ветрейко, Т. Мир птиц: турнир знатоков/ Т. Ветрейко // Библиотека предлагает. – 2021. – №3. – С.41-50.

Из опыта работы средней школы деревни Здитово Березовского района

  1. Веренич, Т. Все девчонки, все мальчишки читают Михалкова книжки: час увлекательных книг/ Т.Веренич// Библиотека предлагает. – 2021. – №5. – С.69-75.
  2. Кенько, Т. Заглянуть в детские глаз: образ ребенка в произведениях русских художников первой половины ХIХ века / Т. Кенько // Библиотека предлагает. – 2021. – №3. – С.51-69.

Сценарий «Час искусства».

  1. Кенько, Т. Заглянуть в детские глаз: образ ребенка в произведениях передвижников / Т. Кенько// Библиотека предлагает. – 2021. – №5. – С.43-60.

Час искусства.

  1. Каримов, Р. Р. Онлайн-мероприятие и с чем его едят? (на примере цикла онлайн-лекций «Полимат-лекториум») // Библиотечное дело. – 2021. – № 6. – С. 40-41.

Описан опыт подготовки и проведения онлайн-мероприятия в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке.

  1. Ковальчук, Т. Добрые книги Евгения Шварца: литературный час/Т. Ковальчук// Библиотека предлагает. – 2021. – №5. – С.30-42.

Сценарий

  1. Колосюк, Т. М. Увлекательно и с пользой. Библиотека & игротека // Библиотечное дело. – 2021. – № 4. – С. 40-41.

Представлены результаты работы клуба настольных игр, организованного на базе Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого г. Севастополя.

  1. Кузнецова, А. Г. Эпизоды, порой загадочные, из жизни Пушкина. Библиотечный квест по произведениям поэта: из опыта работы // Библиотечное дело. – 2021. – № 5. – С. 25-28.

Представлены результаты проведения квеста, посвящённого творчеству Александра Пушкина.

Квест по творчеству А. С. Пушкина  рассчитан на старшеклассников. Соревнование проводилось между двумя командами. Первым этапом стала игра- бродилка: участникам нужно было найти в библиотеке по указанным ориентирам источники с ответами на поставленные вопросы. Ориентироваться в библиотечном пространстве помогали специально составленные маршрутные листы. На втором этапе проходил квиз, в ходе которого каждый участник команды давал ответы, тем самым мог заработать дополнительные очки для команды. На заключительном этапе ребята подбирали описание к репродукциям портретов Пушкина и определяли, перу какого художника они принадлежат.

  1. Мишина, Л. В поисках приключений /Л. Мишина, И. Поляков// Библиотечное дело. – 2021. – № 20. – С. 21-25.

В статье описан опыт применения инновационных форм и методов продвижения чтения Нижегородской областной универсальной научной библиотекой, в частности библиоквестов.

  1. Никитенко, А. Исповедь: литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой/ А. Никитенко// Библиотека предлагает. – 2021. – №5. – С.14-29.

Сценарий

  1. Онуфриенко, Г. Ф. Привлечение новых пользователей в Национальную библиотеку. Латвийский опыт // Библиотечное дело. – 2021. – № 11. – С. 33-38.

Статья посвящена актуальной проблеме привлечения новых пользователей в Национальную библиотеку (на примере Латвии). Уделяется внимание вопросам проведения качественного досуга в библиотеке, созданию «третьего места», услугам, оказываемым ЛНБ широкой общественности, библиотекам и издателям, пятилетнему планированию библиотечной деятельности в виде Стратегии развития 2019-2023 гг. Представлен опыт инновационного проведения дня открытых дверей в Замке света.

  1. Плохотник, Т. Интернет-этикет, или правила сетевого общения // Библиотечное дело. – 2021. – № 2. – С. 31-32.

Представлен обзор подкаста Центральной детской библиотеки г. Саров, помогающего ориентироваться в современном интернет-этикете. Из статьи вы узнаете, как обращаться в соцсетях, когда здороваться, как задать вопрос, какие сроки ответов в интернет-переписке.

  1. Политова, М. Как библиотеке сделать выставку, чтобы привлечь новых читателей/ М. Политова  // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2021.- 35. – С.94-97.
  2. Сальникова, О. С. Интерпретации художественных текстов. Придумываем и создаём буктрейлеры // Библиотечное дело. – 2021. – № 3. – С. 28-30.

Обоснована роль буктрейлеров как важной составляющей в формировании читательской культуры.

  1. Сиротюк, О. В. Играем, читаем, познаём. Как воспитать эрудитов? // Библиотечное дело. – 2021. – № 11. – С. 10-11.

В статье уделяется внимание интерактивным формам библиотечных мероприятий.

  1. Хацкевич, Н. Узнайте знаменитого тезку: цикл викторин/ Н. Хацкевич// Библиотека предлагает. – 2021. – №4. – С.14-30.

Представлены сценарии проведения викторин.

 

ВОЛОНТЕРСТВО

 

  1. Шадура, М. В. «Библиолига» – волонтёрские инициативы и их реализация. МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС» // Библиотечное дело. – 2021. – № 6. – С. 42-44.

Описан опыт реализации волонтёрских проектов на базе Ростовской-на-Дону городской ЦБС.

 

ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК

 

  1. Климова, Т. В. Лучший сельский проект на конкурсе «Слово менеджерам культуры»: как составить интерактивную карту поселка // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2021. – № 2. – С. 108-111.

Разговор c призером в номинации «Лучший сельский проект» за проект «Интерактивная карта» Тамарой Валентиновной Климовой, директором библиотеки в поселке Лунино Пензенской области.

  1. Олейник, М. Секреты Серебряного сундучка. Библиотека & НКО: нам не жить

друг без друга / М. Олейник // Библиотечное дело. – 2021. – № 4. – С. 36-39.

Статья посвящена опыту совместных проектов ЦГБ им. Л. Н. Толстого г. Севастополя с некоммерческими организациями.

Проект «Серебряный сундучок. Бабушкины куклы» стал первым проектом, реализованным с Севастопольским обществом русской культуры. Проект был призван социализировать читателей пенсионного и предпенсионного возраста. В рамках проекта был создан постоянно действующий клуб «Бабушкина кукла» и проведен цикл лекций по истории народного костюма и народной игрушки. Руками членов клуба была создана коллекция кукол. Из этого возник другой проект «Серебряный сундучок. Бабушкины сказки», также реализованный совместно с Севастопольским обществом русской культуры. Проект был призван укрепить межпоколенческие связи через популяризацию русских народных сказок. «Серебряные волонтеры» читали детям сказки, учили и помогали изготавливать кукол. Итогом стало создание 5 кукольных театров на базе сельских библиотек-филиалов.

На популяризацию классической литературы направлен проект «Классика@offline». Учащиеся и молодежь с помощью мультимедийных, лекционных и интерактивных средств познакомились с творчеством трех классиков русской литературы: А. Пушкина, А. Чехова и Ф. Достоевского.

 В 2020 г. как продолжение появился проект «Классика@offline-2», получивший финансовую поддержку Фонда русской культуры. К именам классиков были добавлены имена трех писателей, которые тесно связаны с Севастополем: А. Грина, А. Куприна, А. Ахматовой.

Совместно с Севастопольской библиотечной ассоциацией реализуется проект «Книжный бульвар Севастополя». Его цель – повышение социокультурного потенциала города посредством приобщения к книжной культуре, стимулирование интереса к чтению у детей и подростков.

  1. Подчепило, В. А. «Мы с этим именем живем. Мы этим именем гордимся». Реализация имидж-проекта // Библиотечное дело. – 2021. – № 5. – С. 2-3.

Описан опыт реализация проекта, направленного на популяризацию творчества М. Ю. Лермонтова.

В 2020 г. начата работа над имидж-проектом «Михаил Лермонтов. Мы с этим именем живем. Мы этим именем гордимся».

В феврале 2021 г. открылась литературная гостиная «В мир Лермонтова через дверь библиотеки». Она открылась историко-биографическим часом «Страницы мятежной жизни».

В планах библиотеки – проведение бала лермонтовской эпохи «Герой нашего времени», подведение итогов городского художественного конкурса рисунка «Творчество М. Ю. Лермонтова глазами человека 21 века», культурно-просветительского чемпионата «Перечитывая классика», открытие Лермонтов-холла.

  1. Проскурякова, Е. Петрозаводск читает национальную литературу. Проект по гармонизации межнациональных отношений / Е. Проскурякова // Библиотечное дело. – 2021. – № 3. – С. 19-21.

Статья посвящена проекту Петрозаводской ЦБС (Республика Карелия), направленному на поддержку мигрантов и призванного познакомить читателей с произведениями национальных литератур. Проект «Петрозаводск читает национальную литературу» был реализован в 2020 г. совместно с Библиотечной Ассоциацией Республики Карелия.

 

РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

 

  1. Николаева, Н.С. Читаем и играем. Из опыта по привлечению детей к чтению/ Н.С. Николаева// Библиотечное дело.– 2021.– № 17.– С. 33-35.

Специалисты Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербурга делятся опытом работы по продвижению и развитию чтения среди детей и подростков.

Автор делится опытом по созданию интерактивов для детей и юношества. Это игры по литературным произведениям, игры-реконструкции, разнообразные квизы, квесты. В статье подробно описывается методика проведения игры-путешествия, а также игры-реконструкции.

  1. Новиков, И. Правительство утвердило план мероприятий к Десятилетию детства. Как библиотекам использовать план, чтобы отчитаться/ И. Новиков// Справочник руководителя учреждения культуры.- 2021.- № 4.- С. 16-21.

Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий к Десятилетию детства. В нем насчитывается 129 мероприятий.

Автор статьи предлагает библиотекам конкретные мероприятия для привлечения детей в библиотеку.

  1. Пахорукова, О. К. Помогаем Незнайке добраться до шляпы. Опыт реализации проекта по творчеству Н. Н. Носова в детской библиотеке // Библиотечное дело. – 2021. – № 6. – С. 4-5.

Представлен опыт реализации проекта по творчеству Н. Н. Носова в детской библиотеке.

Задачи проекта: формирование потребности в чтении; совершенствование навыков восприятия и анализа текста, инсценировки прочитанного; воспитание эмпатии, способности совершать добрые поступки по примеру героев рассказов; развитие творческой и эмоциональной активности; создание условий для совместной деятельности детей, родителей и педагогов; объединение родителей и детей посредством семейного чтения, творчества и интеллектуальной деятельности.

Проект рассчитан на воспитанников подготовительных групп детских садов, а также их воспитателей и родителей. Участие в проекте помимо прочего поможет ребятам лучше адаптироваться к школе.

  1. Рабжаева, М. В. «Полевая почта. Мы из будущего-2021» // Библиотечное дело. – 2021. – № 11. – С. 5-7.

Описан опыт проведения акции, направленной на разговор с детьми и подростками о Великой Отечественной войне.

  1. Шоу-игра «Мудрая сова для учащихся среднего школьного возраста: сценарий // Библиотека предлагает. – 2021. – №2. – С.55-63.

Описан опыт работы Осиповичской районной детской библиотеки

 

РАБОТА С НЕЗАЩИЩЕННЫМИ СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ

 

  1. Волкова, Е. А. На платформе активной инклюзии. Принимающее пространство для особых читателей // Библиотечное дело. – 2021. – № 4. – С. 8-12.

Обоснована роль библиотек Севастополя в помощи людям с ограниченными возможностями.

  1. Мезенцева, О. А. Социокультурная реабилитация инвалидов. Интеграция традиционных и инновационных библиотечных практик // Библиотечное дело. – 2021. – № 1. – С. 21-24.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами культурной инклюзии. Автор статьи рассказывает об опыте библиотек Екатеринбурга в многолетней помощи творческому развитию людей с особыми потребностями. Работа ведется через реализацию художественных инклюзивных практик, которые являются одним из самых сильных мест оказания жизненно важной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их становления, социокультурной реабилитации.

Автор приводит примеры использования традиционных и внедрение инновационных библиотечных практик инклюзивного взаимодействия при обслуживании читателей – инвалидов в массовой библиотеке.

  1. Проскурякова, Е. А. Петрозаводск читает национальную литературу. Проект по гармонизации межнациональных отношений // Библиотечное дело. – 2021. – № 3. – С. 19-21.

Представлен обзор проектной деятельности Петрозаводской централизованной библиотечной системы, направленной на поддержку мигрантов.

  1. Ряскина, И. А. Мир, который нам интересен. Опыт работы с особенными читателями // Библиотечное дело. – 2021. – № 13. – С. 40-42.

Описан опыт проведения социально-культурных мероприятий для людей с инвалидностью, проводимых на базе Центральной городской библиотеки города Мончегорска.

  1. Феофанова, Н. А. «Где просвещенье – там добро». Опыт работы с молодыми активными инвалидами города // Библиотечное дело. – 2021. – № 13. – С. 37-39.

Описан опыт проведения мероприятий для молодых людей с инвалидностью, проводимых на базе Интеллект-центра г. Ноябрьска.

 

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

  1. Потехина, О. Ф. Библиотечная регата: по морям, по волнам. Большое занимательное путешествие // Библиотечное дело. – 2021. – № 11. – С. 8-9.

В статье рассказывается о поиске новых форм информационно-библиографической деятельности.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

  1. Германцев, С. Г. Медиаграмотность в библиотеках как базовый фактор верификация информации // Библиотечное дело. – 2021. – № 11. – С. 12-14.

В статье приводится обоснование необходимости введения навыков медиаграмотности в библиотечную отрасль. Приводятся рекомендации по поиску достоверной научной информации.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

  1. Загорулько, И. А. «По волнам моей памяти». Аудиопроект по оцифровке виниловых грампластинок // Библиотечное дело. – 2021. – № 11. – С. 2-4.

Описан опыт оцифровки виниловых пластинок из фондов Самарской областной универсальной научной библиотеки.

  1. Короткевич, А. В. Библиотечный краеведческий информационный ресурс. Региональный бренд на примере создания электронной базы данных «Гомельский регион: история газетной строкой» // Библиотечное дело. – 2021. – № 11. – С. 22-24.

В данной статье рассматривается библиотечный электронный краеведческий ресурс как региональный бренд.

  1. Романович, Л. Краеведческий «нон-фикшн»/ Л. Романович// Библиотечное дело- 2021.- № 5.- С. 7-11.

В переводе с английского «нон-фикшн» означает «не вымысел». К этому жанру относят произведения, основанные на фактах, реальных событиях. Автор статьи рассказывает о том, что в фонде библиотеки д. Талая, МКУК «Юргинский библиотечно – музейный комплекс», имеется немало книг данного жанра. Вниманию читателей предлагается обзор некоторых книг по краеведению, написанных много лет назад, которые знакомят с духовным климатом края того времени. В обзоре присутствуют и современные издания данного жанра. Какие факты они отражают – об этом вы узнаете, прочитав статью.

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕК

 

  1. Кузнецова, Г. Н. Завтра начинается вчера. Библиотека идёт к вам // Библиотечное дело. – 2021. – № 4. – С. 42-44.

Описываются различные направления деятельности методической службы Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого г. Севастополя.

Особый интерес представляет опыт работы по координации деятельности библиотек в онлайн-пространстве.

Под девизом «Не выходи из библиотеки: будь online!» на сайте ЦГБ и в социальных сетях был реализован проект «Библиотека идет к вам!», обеспечивший удаленное общение с читателями.

 

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

  1. Денисова, Л. А. Город морской славы #прокраеведение // Библиотечное дело. – 2021. – № 4. – С. 20-24.

Описан опыт работы Центра краеведения Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого г. Севастополя.

  1. Дергалова, М.Ф.  «ВКонтакте с читателем»: из опыта работы отдела краеведческой литературы в социальной сети/ М.Ф. Дергалова // Библиотечное дело.– 2021.– № 20.– С. 7-9.

В статье описывается работа Нижегородской областной универсальной научной библиотеки в социальных сетях. Подчеркивается, что социальные сети – один из самых эффективных и востребованных инструментов формирования диалогового пространства библиотеки и читателя.

  1. Кузнецова, О. Краеведческая деятельность: продолжение славных традиций и развитие в цифровой среде/ О. Кузнецова// Библиотечное дело.– 2021.– № 19.– С. 15-18.

В  статье опубликованы сведения о краеведческой деятельности Нижегородской областной универсальной научной библиотеки. Дается характеристика справочного аппарата, отмечается, что наиболее полным источником краеведческой информации является краеведческий систематический каталог «Нижегородская летопись». Ежегодно издается «Календарь памятных дат Нижегородской области». Библиотекой выпускаются ретроспективные и тематические указатели.

  1. Наталушко, Ю. В краеведение через исследование. В поисках критериев оценки/ Ю. Наталушко// Библиотечное дело.- 2021.- № 2.- С. 42-44.

Краеведческая деятельность в работе с молодежью имеет свои особенности. Эту категорию читателей просто необходимо приобщить к изучению родного края. В Красноярской научной краевой библиотеке, где накоплен большой опыт работы с молодежью, в арсенале много мероприятий. Но, как показала практика, только массовой работы по краеведению в стенах библиотеки явно недостаточно. Необходима еще и исследовательская работа. В библиотеке решили провести исследование краеведческой тематики среди студентов. Выбрали несколько краеведческих тем, предложили студентам Красноярского гуманитарно-экономического техникума. Предполагался поиск информации о городе и известных его жителях. Опыта у ребят в данном направлении не было, поэтому были ошибки. Библиотекари направляли студентов, помогали им. В конце этой работы были выявлены лучшие работы, которые пополнили копилку краеведческих материалов библиотеки.

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели