Главная / Краеведы / памятные даты / Памяти экипажа танкера «Баскунчак» (к 45-летию трагедии)

Памяти экипажа танкера «Баскунчак» (к 45-летию трагедии)

Ежегодно Находка вспоминает памятную дату, связанную с гибелью танкера «БАСКУНЧАК» 15 сентября 1976 года.

В 2021 году  исполнилось 45 лет со дня этой трагедии.

Танкер «БАСКУНЧАК» Приморского морского пароходства, возвращавшийся в Находку из порта Чумикан, попал в сильный шторм, вызванный тайфуном «Фрэн». Это был один из самых мощных тайфунов десятилетия. Он захватил собой территорию Японского моря и нанес большой урон Советскому рыболовному флоту, унеся с собой в морскую пучину 138 судов, в числе которых оказался и танкер «Баскунчак». Морская стихия бушевала с 12 сентября, и весь пик активности пришелся на 15 сентября. Тайфун принес с собой порывистый ветер, шторм, высота волн которого достигала 9 метров.

Как и почему произошла эта трагедия?

Архивные документы позволили восстановить картину той далёкой незабываемой трагической истории.

12 сентября 1976 года танкер «Баскунчак» Приморского морского пароходства под командованием капитана дальнего плавания В.М. ПОВАРОВА разгрузился в портопункте Чумикан и лег на обратный курс — в Находку. Экипаж корабля состоял из 35 человек, среди которых было четверо курсантов мореходной школы, самому младшему не было и 18. Ребята решили связать свою жизнь и судьбу с морем, и это была их первая производственная практика.

По возвращении в порт судно должно было стать на плановый ремонт в НСРЗ. По согласованию с пароходством экипаж решил произвести обязательную дегазацию танков, воспользовавшись благоприятными для этого погодными условиями.

Когда танкер прошел Амурский залив и вышел в Татарский пролив, двигатель и приборы работали нормально, но горловины всех грузовых танков были открыты после выпаривания для вентиляции. И это сыграло впоследствии роковую роль.

14 сентября, когда тайфун «Фрэн» смещался на северо-восток, радиостанция Приморского морского пароходства трижды передала судам, находящимся в опасной зоне, оповещение за подписью заместителя начальника ПМП по безопасности мореплавания С. И. АНДРИАНОВА. Предупреждение о надвигающейся непогоде получил и капитан «Баскунчака». В 12:45 Поваров отправил в пароходство ответную радиограмму. Каждые два часа он информировал диспетчеров о состоянии погоды и ситуации на судне. Все было нормально. В 24.00  радиограммы с борта не поступило.

В ту ночь в радиоцентре дежурила опытнейший радиооператор Лидия Петровна КАРЕЛОВА.

Вот что она вспоминает:

«В Находке уже вовсю хозяйничал тайфун. На смену добиралась под проливным дождём. Ураганный ветер сбивал с ног. Дежурство обещало быть трудным. В наушниках сплошной шум, свист. Ни одного внятного звука. Ветер усиливался. И вдруг в 18:43 по московскому времени раздался отчётливый сигнал бедствия. Душа похолодела. Беда! Просил помощи «малышок», танкер «Баскунчак», возвращавшийся из рейса в Находку. Шторм настиг его в Японском море, у северных берегов Приморья. Начальник радиостанции сумел сообщить, что волной смыло за борт двух человек. Машина вышла из строя, судно неуправляемо. Через минуту сигнал бедствия повторился. Изо всех сил давлю на ключ, умоляю судового радиста выйти на связь. Молчание. Срочно связываюсь с диспетчером пароходства. По тревоге поднимается командный состав. Объявляю радиопоиск. Рядом с терпящими бедствие моряками никого…».

Сигналы SOS получили тогда многие радиостанции, но помочь не мог никто. В 2:05 утра береговые и судовые радиостанции получили последние сигналы с танкера: «Вышла из строя машина», «За бортом два человека», «Покидаем борт судна. Конец связи».

Во Владивостоке немедленно был создан штаб. Приморское и Дальневосточное пароходства организовали оперативные группы поиска, привлечены были суда морского флота СССР, авиация ВВС КТОФ, вертолёты погранвойск КГБ, поисковые самолёты рыбразведки, суда Главного управления «Дальрыба» Минрыбхоза СССР.

Из Москвы в Находку прибыли члены комиссии по расследованию причин аварии. Её председателем был Н. М. НЕМЧИНОВ, возглавлявший в тот момент Главную морскую инспекцию.

Были изучены доставленные в порт моторная спасательная шлюпка и спасательные надувные плоты, на которых пытались спастись члены экипажа, различное судовое снаряжение, тщательно обследовано предполагаемое место крушения танкера.

24 сентября комиссия завершила работу. Сопоставив все имеющиеся сведения о погодных условиях, техническом состоянии судна, она пришла к выводу, что вероятной причиной гибели «Баскунчака» явились незакрытые во время шторма горловины грузовых танков. Через них в танки попала забортная вода, что привело к крену, а затем к опрокидыванию судна и остановке главного двигателя.

В ходе поисковой операции были обнаружены мотобот, спасательные плоты и различное судовое оборудование. Но спасти никого не удалось, весь экипаж погиб. Половине экипажа танкера «Баскунчак» тогда, в 1976 году, было всего по 20 лет.

Из воспоминаний В.А.Ефименко, ветерана ПМП, начальника отдела кадров:

«До последнего люди отказывались верить в гибель парохода и его экипажа. Все надеялись, что судно отнесло ветром и моряки будут найдены и спасены».

Из 35 человек найдены тела не всех моряков.

В те сентябрьские дни Находку накрыла волна всеобщей скорби и печали. Приходили телеграммы соболезнования из разных уголков страны.

Только 10 погибших были захоронены на городском кладбище. Несколько тел было погребено во Владивостоке. Кого-то родственники забрали в другие регионы страны.

В 1978 году, по инициативе руководства Приморского морского пароходства, на месте захоронения был установлен мемориал памяти экипажу танкера «Баскунчак».

Экипаж погибшего БАСКУНЧАКА

На огороженной площадке установлены 10 надгробий с именами погибших, датами их рождения и гибели, а также стела с полным списком экипажа и скульптурными фигурами — скорбящей женщины и моряка (авторы: Белов В.А., Куриленко Я.С.). Родители пекаря Натальи Ястребовой посадили возле каждой надгробной плиты крошечные кедрушки.

Этот красивый и строгий памятник на городском кладбище – гимн человеческой отваге и мужеству. Напоминание о том, как опасна, но важна и почетна морская профессия.

18 декабря 2017 года Министерство культуры Российской Федерации признало мемориал памяти экипажу танкера «Баскунчак» объектом культурного наследия регионального значения и включило его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за № 251711296090005.

История танкера «Баскунчак» – это история мужества и стойкости моряков. Это история о борьбе со стихией, которая не всегда уступает человеку, это история о надежде, которая умирает последней.

О гибели танкера «Баскунчак» расскажут книги и статьи:

День памяти погибших в море  // Находкинский рабочий. – 2020. –  21 января.–С.1.

Они остались в море. НАВСЕГДА // Находкинский рабочий. – 2019. –  18 января.–С.2.

Тюкавкина, О. Море ошибок не прощает / О. Тюкавкина // Находкинский рабочий. – 2020. –  11 сентября. – С.5.

В череде потери и обретений постигали мудрость бытия. Г.4 //  Мы попутных не ждали ветров / сост. Г. Щербаченко, Е. Дергунова.– Владивосток: Дальпресс, 2014.– С.64-69.

Гибель траулера «Баскунчак». – Текст: электронный //  Территория. НГО: [сайт]. – URL:     http://territoriya.nakhodka-lib.ru/pamytnik/baskunchak%20(2).htm (дата обращения: 13.09.2021).

Гибель танкера «Баскунчак» – Текст: электронный // Сайт выпускников находкинской мореходной школы Приморского морского пароходства.– URL:     http://xn--l1ab8a.xn--p1ai/news/gibel-tankera-baskunchak.html (дата обращения: 13.09.2021).

СПРАВКА

«БАСКУНЧАК» — танкер проекта 1545, тип Баскунчак, головное судно проекта.

Морской стальной однопалубный двухостровной танкер с наклонным форштевнем и крейсерской кормой, дизельный, одновинтовой с ВФШ.

Построен на Камыш-Бурунском судостроительном заводе (г. Керчь) в 1964 году. Всего было построено 46 таких танкеров. В составе ПМП было 9 таких судов.

За качество проекта и постройки танкер был отмечен серебряной медалью ВДНХ СССР.

В 1972 году передан из ВРПО «Дальрыба» в Приморское морское пароходство (г. Находка) Министерства морского флота СССР.

Предназначен для снабжения судов пресной водой. «Баскунчаки», или, как называл их морской народ – малыши, мог принимать на борт 1530 тонн жидкого груза. Отсюда пошла и ещё одна шуточка – пароход на полтора ведра. Малыши были и незаменимыми в доставке нефтепродуктов в порты и портпункты Дальнего Востока.

Но летом малышей ждала другая работа. Полярка. Или, если по другому – северный завоз.

Арктика строилась, Арктика росла. Арктика добывала золото, другие полезные ископаемые. Арктике требовалось топливо. И вот эти самые малыши уходили караваном на завоз топлива в Арктику. ПМП отвечало за снабжение нефтепродуктами восточного сектора Арктики. И показали они себя с самой лучшей стороны в Арктике.

Основная их работа – выгрузка нефтепродуктов на берег без причалов.

За книгами и краеведческой информацией  приглашаем в Городскую библиотеку-музей на  Сенявина, 14. Телефон для справок: 62-56-65.

Валентина Лаптева, Городская библиотека-музей

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели