«Не это ли квартира Мойдодыра?»
К 135-летию со дня рождения Корнея Чуковского
Эти книги стучаться в наши двери в раннем детстве, и остаются рядом на всю жизнь, сначала, как собственные любимые сказки, затем передаются детям, и внукам. Их хорошо читать вместе, хором, у них звонкий голос, который словно подговаривает детей прыгать, кружиться и танцевать, поддерживая живую энергию детства четким речитативом:
31 марта исполнится 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – известного поэта, историка, беллетриста, переводчика. Среди его сочинений есть сказки, стихи, критические статьи, мемуары, повести, литературоведческие исследования.
В книгу вошли веселые произведения Корнея Чуковского: «Чудо-дерево», «Закляка», «Ежики смеются», , «Бебека» и другие, переводы английских народных песенок, а также загадки, написанные с необыкновенным юмором и фантазией.
В книге можно прочитать сказки Корнея Ивановича, его стихи и песенки, переведенные писателем с английского языка. Ребенок может узнать невероятную историю бутерброда с колбасою, понять, что любят и что не любят рисовать другие дети. Кроме того отправится в полный неожиданностей лесной поход вместе с лягушками, побывает в Скрюченной стране, познакомится с хитрой Котауси (и узнает кто она такая).
Стихотворения Чуковского – точно введение в курс великой русской литературы. Они доступны даже маленьким детям, и все же это настоящие стихи, созданные по тем же законам, что и произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока. Они способны заворожить маленького читателя своей музыкой, удовлетворяют тягу к поэзии, которая у малышей развита особенно сильно.
В книге рассказывается о том, как у доктора целый день разрывается телефон. Звери звонят ему по пустякам, с различными просьбами и жалобами, и бедный доктор не знает ни сна, ни отдыха… В результате читатель – ребенок оказывается свидетелем интересных, забавных подробностей из жизни жителей звериной страны, он может посмеяться над их подчас смешными проблемами, одновременно задуматься о том, что потребности есть у всех живых существ, которые окружают человека. Это сказка о том, что плохо в жизни все, что чрезмерно, что нужно знать и понимать правила общения, быть воспитанным.
Сказка дала нам массу крылатых выражений, которые мы с удовольствием повторяем не только вместе с детьми, но и в нашей взрослой жизни. Это и “Откуда? От верблюда!“, “И такая дребедень целый день: То тюлень позвонит, то олень”, и “Ox, нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота!” и многие другие.
Сюжет сказки разнообразен, подвижен, изменчив. В «Тараканище» перед нами сразу предстает длинный кортеж едущих, летящих и скачущих путников. И такими быстрыми темпами движется вся эта чудная вереница, что не успеешь вглядеться в одного проезжающего, как перед тобой возникает другой. Сюжет этот так и просится на альбомный лист, словно сам рисует детской рукой невероятно яркие, задиристые картинки о похождениях «грозного» таракана, запугавшего своими усами крупных, рогатых, зубастых, и когтистых зверей. Как это могло случиться? И чем закончится?
Кроме чудесного конца сказке нужны чудеса с самого начала. В этой книжке мы наблюдаем невероятные события с первого же слова, предложения. Еще не успела появиться перед маленьким читателем главная героиня этой истории, но он уже понимает – что-то случилось, назрела проблема, и мы видим ее последствия, разворачивающиеся отчаянно быстро. Кто же виноват в том, что предметы домашнего обихода вдруг ожили и готовятся к «боевым» действиям, отстаивая свое право на « нормальную» жизнь?
В начале 1900-х гг. Чуковский приступил к созданию уникальной книги – «От двух до пяти». Над ней он работал на протяжении почти всей своей жизни.
Почему у книги такое название? Конечно, прежде всего, потому, что построена она на материале посвященном жизни детей этого возраста. 2-5 лет – период, в котором любой ребенок совершает подвиг труда и творчества: осваивает основные богатства родного языка и культуры. Начав с отдельных наблюдений над детской речью, писатель постепенно приходит к открытию системы приобщения ребенка к родному слову, к поэзии.
Книга сочетает в себе видение художника, мысли чуткого и вдумчивого педагога и обобщения ученого.