Главная / Коллегам / Методические материалы / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «БИБЛИОНОЧЬ -2019»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «БИБЛИОНОЧЬ -2019»

Всероссийская социально-культурная акция «Библионочь» – ежегодное масштабное событие в поддержку чтения как образа жизни и литературного процесса как уникального явления, объединяющего всю Россию, которая состоится в этом году 20 апреля. В эту ночь библиотеки расширяют время и формат своей работы.
Цель «Библионочи» заключается в стремлении показать, что библиотека — это не только место, где можно брать книги, но ещё и культурный, информационный, коммуникативный центр для развития личности.
Официальная тема акции в 2019 году – «Весь мир – театр».

В этот день в библиотеках рекомендуется организовать поэтические чтения и мастер-классы, книжные ярмарки и встречи с писателями, театрализованные представления и постановки по мотивам известных произведений, можно показать видеонарезку из спектаклей и интервью с известными театральными деятелями.
Организаторы акции – Министерство культуры Российской Федерации и портал культурного наследия и традиций России «Культура. РФ».
Подготовительные мероприятия
В этот период осуществляется разработка сценарного материала, оформление выставок, наглядных и рекламных материалов, подбор технических средств и т. д.
Поскольку в одиночку библиотекарю трудно справиться с большим объёмом работы по подготовке широкомасштабной акции, целесообразно привлекать к этому процессу читателей-волонтёров, которые могут взять на себя часть функций, таких как реклама предстоящего мероприятия, помощь в подготовке отдельных музыкальных или театральных номеров, организация мастер-классов и т. п. Также, волонтеры могут выступить в роли ведущего, навигатора по различным компьютерным играм, помощника в проведении мастер-класса, ассистента по программе музыкальных и творческих гостиных.
Важную роль играет также продуманная рекламная стратегия. Начать рекламную кампанию стоит за две-три недели до проведения акции, чтобы оповестить как можно большее количество людей.

С этой целью можно использовать афиши-анонсы, которые размещаются на входе в библиотеку, на информационных стендах, рекламные листовки на абонементе и в читальном зале, пригласительные билеты для почётных читателей, устные приглашения.
О предстоящей акции следует информировать через СМИ (газеты, радио и телевидение), использовать возможности сети Интернет (сайт или web-страница библиотеки, собственная страница библиотекаря в социальных сетях и т. п.).
Поскольку акция призвана охватить как можно большее число пользователей разных возрастов, можно запланировать комплексное мероприятие для разновозрастной аудитории, с которого стартует акция, а затем «разбить» его на «секции» для отдельных групп читателей путём проведения презентаций, мастер-классов, игр, викторин и др. (так называемый «библиохаос» – «солянка» из различных мероприятий).
Время проведения «Библионочи» каждая библиотека устанавливает самостоятельно, однако обычной практикой является проведение акции с 19.00 до 22.00.
Если акция планируется на более позднее время, необходимо информировать об этом пользователей заранее через афишу, рекламные листовки и др. и предупредить, что согласно действующему законодательству несовершеннолетние лица не имеют права находиться без сопровождения взрослых в общественных местах после 22.00.

В этих условиях необходимо продумать программу мероприятия так, чтобы она была интересна как подросткам, так и родителям, которые придут на праздник вместе с детьми.
Важные рекламные мелочи
Очень важно, чтобы о проведении в библиотеке данной акции узнало как можно больше читателей и «нечитателей». А помочь в этом могут рекламные издания библиотеки.
➢ АФИША – рекламное листовое издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки. Красочно оформленная афиша, содержащая информацию о дате, времени, месте проведения мероприятия, дающая его анонс (краткую информацию о содержании), располагается у входа в библиотеку или в холле, на специальных информационных стендах учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, на специальных рекламных стендах, оповещающих о культурных событиях города (района).
➢ КНИЖНАЯ ЗАКЛАДКА – листовое издание удлиненного формата, служащее для того, чтобы отметить нужную страницу в издании, напечатанное на плотной бумаге и содержащее разнообразные изображения и рекламные сведения. При выдаче книг на абонементе можно дополнять их закладками для привлечения пользователей к акции, использовать данный вид издания в качестве сувенирной продукции при проведении массовых мероприятий как в стенах библиотеки, так и за ее пределами.
➢ ПЛАКАТ – листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанного с одной стороны или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования. В ходе проведения акции плакат используется для рекламы библиотеки, чтения, определённых изданий. Цель плаката – привлечь внимание читателя, остановить взгляд, поэтому он должен быть ярко, красочно оформлен, размещён в удобном для просмотра месте (хорошо освещён, текст должен быть набран крупным шрифтом). Плакат может рекламировать как саму акцию (слоган – «Вдохновение приходит ночью!»), так и чтение («Читать не вредно, вредно не читать!»).
➢ ПРИГЛАШЕНИЕ (пригласительный билет, пригласительная открытка, флаер) – является визитной карточкой любого мероприятия. Пригласительные билеты могут быть как именными, так и анонимными, предназначенными для использования любым человеком, получившим его. Дизайн пригласительных билетов делается, как правило, в духе самого мероприятия, отражая его стиль и формат. Пригласительные билеты раздаются в том случае, если устроители хотят, чтобы данный человек обязательно посетил мероприятие. В отличие от буклетов и листовок, которые носят общий рекламный характер, приглашение адресное, оно психологически настраивает обязательно посетить мероприятие. Раздача приглашений (флайеров) чаще всего для распространения организуется в разнообразнейших местах района/города, в точках наибольшего скопления людей. Например, особенно популярна раздача флаеров в кинотеатрах, музеях, кафе, магазинах, учебных заведениях, то есть в местах скопления целевой аудитории.
Методика проведения акции

Определенных общепринятых правил проведения акции нет.
Мероприятие необходимо начинать уже в фойе, а может быть и ещё раньше — около библиотеки. В фойе может завязаться и сюжетная линия вечера. Важно, чтобы заданный стиль был выдержан до последней минуты акции.
Как показывает статистика проведённых мероприятий в разных городах, значительным успехом в качестве рекламной акции пользуются флешмобы, организованные перед началом мероприятия.
При входе всем посетителям для ориентации возможна раздача мини-карт-путеводителей. Программы проведения акции весьма разнообразны: от развлекательных до познавательных.

Организаторы приветствуют оригинальные форматы и жанры. Яркой и запоминающейся должна быть афиша.
Важным моментом начала мероприятия может стать вручение каждому гостю символических ленточек, памятных закладок, буклетов о библиотеке, а также программки вечера, в которой будет указан перечень всех «ночных» мероприятий с указанием времени и места проведения.
В помещении библиотеки на самом видном месте разместить стенд с эмблемой и программой акции. Плюсом для проведения акции станет размещение на стенах специальных стрелок-указателей, чтобы посетители без труда могли ориентироваться в помещении библиотеки.
Гостей библиотеки очень часто встречают не просто библиотекари, а литературные персонажи.
Сотрудники библиотеки в этот вечер могут иметь какой-то единый элемент одежды – шарфик или значок с эмблемой «Библионочи». Гостям или самым активным участникам могут вручаться такие же значки с логотипом «Я люблю читать».
Отделы обслуживания работают до конца акции в обычном режиме. К задолжникам не применяются штрафные санкции.
В организации и проведении акции участвуют все отделы библиотеки.
В каждом отделе организуется площадка, на которой происходит какое-либо действо, предлагается участие в активных формах.
Все действия отделов библиотеки должны быть скоординированными. Иногда мероприятия на разных площадках проводятся параллельно и посетители сами выбирают, куда им пойти. В других случаях все мероприятия акции объединяет сюжетная нить, и они проводятся последовательно, а посетители организованно перемещаются с одной площадки на другую.

Так как в 2019 году тема библионочи – театр, то можно предложить гостям праздника сначала пройти «Билетную кассу» – получить билет, соединив две части литературной цитаты, потом можно будет в «Театральном гардеробе» потренироваться в меткости, забросив шляпу на вешалку.
В «Театральном буфете» – назвать из какого литературного произведения блюдо.
На площадке «Театр теней» – сопоставить персонажа и его тень.
На площадке «Декорации» – поместить литературного героя в соответствующую обстановку и назвать произведение.
Самым эрудированным предстоит отгадать филворд «Весь мир – театр».
За каждое удачно выполненное задание участники могут получать библиотечную «валюту» – «библики», на которые можно будет разрисовать лицо аквагримом в «Гримерке» или получить призы в «Библиолавке».
Важным элементом является экскурсия по ночной библиотеке (чаще всего с выключенным освещением, с фонариками в руках) с посещением отделов, закрытых для читателей – книгохранения, и других отделов.
Ни одна «Ночь в библиотеке» не обходится без игровых форм работы. Это могут быть: интеллектуальные конкурсы, викторины, квесты (квест – жанр командных интеллектуально-подвижных игр, включающих элементы ориентирования).
Интересной акцию можно сделать, опираясь только на одну форму работы – например, игру. Бытует мнение, что игровые формы организации мероприятий нацелены в основном на детскую аудиторию. Известно, что информация, поданная в игровой форме, в силу эмоционального воздействия на адресата лучше запоминается.
С учётом возрастных особенностей в программу акции рекомендуется включить такие формы игровых мероприятий, которые будут интересны юношеству, молодёжи и взрослым: литературную игру, краеведческую игру-путешествие, интеллектуальную игру, фольклорную игру с элементами театрализации, правовую и др.
Можно использовать формы телевизионных игр: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером», «КВН» и т. п.
Очень активно используются настольные игры, как традиционные (шашки, шахматы, домино), так и мало распространенные (японские шахматы, объемные головоломки и другие).
По итогам за участие в игре, викторине может выдаваться приз или определенное количество особых купонов, которые впоследствии можно будет обменять на сувенир, или выпить чаю, кофе, расплатившись купонами. Естественно, что эти купоны должны выглядеть необычно, интересно, красочно, быть удобными в обращении.
В качестве поощрительного приза библиотека может выдать талон на льготное или бесплатное сервисное обслуживание в библиотеке на какой-то определенный срок.
Еще один, часто встречающийся элемент проводимой акции – просмотр видео и мультипликационных фильмов. Фильмы демонстрируются различные – от немого кино до новинок, художественные и документальные. После просмотра фильмов часто организуют обсуждения, дискуссии. Для детской аудитории после просмотра мультфильмов предлагают нарисовать или изобразить из пластилина персонажей, после чего устраивают выставку детских работ. Чаще всего такие «Кинозалы» работают в течение всей акции.

Многие библиотеки организуют громкие чтения у микрофона или прослушивают аудиокниги.
Также к участию в акции приглашаются творческие люди, которые проводят различные мастер-классы. Их перечень обширен:
изготовление мягких игрушек, обучение рисованию, бисероплетению, различным танцам, изготовление дизайнерских открыток и поделок из старых газет, оригами, жонглирование, изготовление книг своими руками, в том числе тактильных (рельефно-точечных) книг, проведение китайской чайной церемонии, работа в Photoshop, сервировка стола, книжная инсталляция, моделирование одежды и многое другое.
Во время акции работают фотосалоны, где можно сфотографироваться с литературными персонажами или в определенном интерьере, костюмах, на стендовой фотографии. Плюсом станет, если будет работать профессиональный фотограф, который сможет провести фотосессию для желающих. Не стоит забывать и о том, что кто-то должен вести видеозапись акции, делать фотографии, которые потом помогут воссоздать цельную картину происходящего. Селфи все желающие могут сделать в специальной фотозоне. Селфи-тайм может продолжаться на протяжении всего вечера и быть востребован у молодежи.
Многие библиотеки во время акции в одном из залов организуют дискотеки или танцплощадки.
Очень часто работают художники, которые могут нарисовать портрет, карикатуру, дружеский шарж по желанию посетителя. Библиотеки на стенах или мольбертах размещают специальные плакаты для того, чтобы посетители могли оставить свои пожелания и замечания, предложения по теме следующей «Библионочи» или для того, чтобы они могли что-то нарисовать в ходе выполнения какого-либо задания. Важно не забыть поместить рядом фломастеры или маркеры.

Организуются полки буккроссинга или книжного фримаркета (бесплатная ярмарка), проводятся акции дарения книг гостям «Библионочи» (для этого на видных местах устанавливаются столы или полки с надписями типа «Возьми книгу в подарок!»).
В ходе акции каждая библиотека стремится показать самое лучшее, интересное, необычное, чем она располагает, чему весьма способствуют книжные выставки и экспозиции. Это могут выставки из фонда редких книг, выставки самых-самых книг (самой маленькой, самой большой, самой тяжелой и т.д.), выставки книг с автографами, новых книг, художественных альбомов и т.д. Организуются выставки творческих работ читателей и библиотекарей, изданий из личных библиотек, выставки картин и других произведений искусства местных мастеров. Они могут быть универсального содержания или же посвящены какой-то теме, например:
Можно оформить следующие выставки:

– «И…оживают куклы» выставка – игра для детей младшего школьного возраста
Обращение: Всем любителям кукольного театра! Хотите узнать больше о многообразии видов кукольных театров, научиться самим мастерить куклы, создать свой кукольный спектакль? В этом вам помогут книги с выставки.
Раздел 1: Кукольный дом (материалы об истории кукольного театра и его видах).
Раздел 2: Рукотворная игрушка (книги по развитию детского творчества: по изготовлению кукол и декораций).
Раздел 3: Приглашаем в кукольный театр! (материалы об атрибутах кукольного театра).

– «Театр. Время. Жизнь.» выставка – рассказ для детей среднего и старшего школьного возраста.
Обращение: Уважаемые читатели! На выставке представлены книги об уникальном и неповторимом мире театра, от истории его возникновения до современности.
Раздел 1: О театре (книги об истории появления театра).
Раздел 2: Театры разных времен (первый русский театр, придворный театр, крепостной театр, школьный театр и т.д.).
Раздел 3: Театральный курьер (книги и журналы о новостях театральной жизни, новых постановках).

– «Содружество прекрасных муз» арт – выставка для детей среднего и старшего школьного возраста.
Обращение: Дорогой друг! Издания, представленные на выставке, познакомят тебя с видами и жанрами театрального искусства.
Раздел 1: В театре драмы (книги о драматическом театре).
Раздел 2: Страна чудесная – балет (книги о балете).
Раздел 3: Звуки музыки (книги о музыкальных жанрах театра: водевиль, мюзикл, опера).

-«Театр – это мысли свободный полет» выставка-знакомство для детей среднего и старшего школьного возраста.
Обращение: Книги, представленные на выставке, помогут совершить увлекательное путешествие в волшебный мир театра, познакомиться с авторами пьес, которые легли в основу знаменитых постановок, известными театральными режиссерами, актерами и критиками.
Раздел 1: Особый и прекрасный мир (пьесы известных писателей – драматургов, по которым поставлены спектакли).
Раздел 2: И рождается чудо спектакля (материалы о режиссерах театральных постановок).
Раздел 3: На театральных подмостках (материалы об актерах театра).
Для создания привлекательного, целостного образа, большей познавательности помимо книг, периодических изданий, на выставках можно разместить всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие её в качестве фона. Используются различные шрифты, натуральные предметы, макеты, модели, муляжи, бутафория.

В качестве цитат к предлагаемым выставкам подойдут афоризмы известных писателей, режиссеров, деятелей культуры и искусства:
1. «Театр есть искусство отражать» Константин Станиславский.
2. «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» Вольтер.
3. «На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни» Карл Людвиг Берне.
4. «Театр − это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» Николай Васильевич Гоголь
Очень часто акция «Библионочь» завершается запуском небесных фонариков или воздушных шаров с пожеланиями, а также салютом.

Отдельные формы мероприятий
Примеры наиболее интересных инновационных форм, приемов, которые уже использовались или будут использоваться во время проведения акции «Библионочь»:
– Видео-арт «Остров в книжном океане» (видео-презентация, слайд-шоу о библиотеке и ее читателях);
– Библио-хаос «Ночь с книгой» («солянка» из разных мелких мероприятий);
– Литературное кафе «Читать подано!»;
– Поэтический подиум «Как по весне кружится голова…»;
– Бенефис читательских фантазий «Пусть нас всех объединяет книга!»;
– Книжный антураж «Пусть всегда будет книга!»;
– Книжный фримаркет «Прочитал книгу – передай другому»;
– Многослойная инсталляция книг «Необъятен и велик мир волшебных чудо-книг» (презентации различных выставок литературы);
– Флешмоб «Яркие краски весны» (с использованием мыльных пузырей, воздушных шаров, цветов);
– Фотовыставка «Молодежное пространство;
– Громкие чтения книг автором;
– Состязания по чтению вслух;
– Виртуальные экскурсии;
– Беспроигрышные лотереи;
– Библиотечная рулетка;
– Выступление танцевальных коллективов;
– Работа визажиста;
– Трон Желаний (на который можно присесть, примерить корону, загадать желание и из старинного сундучка вытащить записку с предсказанием);
– Встреча с участниками клуба исторической реконструкции;
– Работа комнаты релаксации, общение с профессиональным психологом;
– Театрализованное представление «Одна ночь из тысячи»;
– «Виртуальный музей литературных героев»;
– Предварительные конкурсы (например, изготовить костюм или какой-то элемент костюма и прийти в нем на «Библионочь», где будут подведены итоги, и лучшие костюмы будут отмечены призами);
– Акция «Библиотечные бродилки» (по ней нужно посетить любые пять библиотек, записаться в них и, получив штамп в каждой, выиграть приз – книгу)

Разнообразные формы мероприятий помогут открыть яркий, творческий мир сцены, например:
– «Волшебный мир сцены» театральный калейдоскоп;
– «Театр − особый и прекрасный мир» литературный коллаж;
– «Браво, театр!» виртуальное путешествие;
– «Театральный Олимп» конкурсная программа;
– «Битва талантов» театральное состязание;
– «У каждого есть маска наготове» ситуативная игра;
– «Театр, словно чародей» театрализованный вечер поэзии.
– литературный час «Путешествуем по театрам»,
– заочное путешествие в мир театра «Волшебный мир театра»,
– видеоэскурсия «Есть в России театры»,
– «Театральная кругосветка»: виртуальное путешествие по самым необычным театрам мира вечер искусств «Иди и смотри».
– литературно – театральный калейдоскоп «Весь мир – театр».
«Библионочь» – это увлекательнейшие конкурсы, викторины, мастер-классы и игротека.

Игровые формы: театральное библиолото «Счастливый билетик», викторина «Театральный капустник», конкурс «Маска, мы тебя узнали» и др.Привлекут интерес пользователей разнообразные мастер-классы:
– мастер – класс по изготовлению театральных масок;
– мастер-класс «Мы рисуем мультгероев».
В творческой лаборатории можно попробовать сделать экзотические зонты своими руками, помять полимерную глину и разрисовать витражи и т.п.
Можно использовать такую форму как «Разгуляй в читальном зале», для чего привлечь творческие детские коллективы города.
Можно организовать поэтический «Квартирник», который пройдет в формате открытого микрофона, где каждый желающий сможет выступить и поделиться со зрителями собственным творчеством или стихами любимых авторов.

Подведение итогов
Главная цель данного этапа – выяснить, насколько эффективно прошла акция. Эффективность может быть представлена в количественном выражении: сколько новых читателей записалось в период акции, интенсивность посещения библиотеки, объем книговыдачи за это время. Оценивается и качественная сторона мероприятия. В период проведения акции стоит предложить читателям высказать свое мнение о ней, для этого можно использовать уже имеющуюся в библиотеке тетрадь (альбом) «Отзывов и предложений».
Можно использовать и другие формы мониторинга: письма-отзывы в «Библиопочту» (импровизированный почтовый ящик можно разместить в холле библиотеке), создание «дерева отзывов», где «листочками» являются разноцветные стикеры с пожеланиями в адрес организаторов акции, голосование за самое яркое мероприятие вечера и т. п.
Важна в этом случае и экспертная оценка. В качестве экспертов могут выступить школьные библиотекари, специалисты ЦБС, присутствовавшие на мероприятиях. На этом этапе готовится информация о проведении «Библионочи» для СМИ, фото.

Рекомендации подготовлены информационно-аналитическим отделом

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели