Главная / Про книги, про чтение / "Живет лишь тот, кто творит"

“Живет лишь тот, кто творит”

«ЖИВЕТ ЛИШЬ ТОТ, КТО ТВОРИТ»

Так писал известный французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915), общественный деятель, учёный-музыковед, иностранный почётный член АН СССР Ромен Роллан (Romain Rolland).

 

rollan

Ромен Роллан родился 29 января 1866 года в маленьком бургундском городке Кламси в семье нотариуса.

Окончил лицей Людовика Великого, Высшую Нормальную школу в Париже. В студенческие годы Роллан знакомится с культурной жизнью Парижа, много читал. Особое внимание будущего писателя привлек русский роман Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева.

С ранних лет, когда мать обучала его игре на пианино, Ромен полюбил музыку, особенно произведения Бетховена. Музыка занимала в его жизни большое место. После окончания Высшей Нормальной школы Роллан едет в Италию для подготовки диссертации. Здесь он изучает изобразительные искусства, много занимается музыкой. Его кумиры: Микеланджело, Бах, Моцарт, Бетховен и Вагнер. Увлечение: героическое искусство. Пребывание в Италии Роллан позже охарактеризует как «лечение просветлением» от юношеского пессимизма.

В Риме Роллан работал над диссертацией об оперном искусстве. В 1855 году в торжественной обстановке он защитил первую в Сорбонне диссертацию в области музыки, после чего возглавил кафедру музыкознания, специально для него учрежденную.

Цитаты о музыке:

«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.»

«Искусство неисчерпаемо, как жизнь. И ничего не позволяет нам понять это лучше, чем неиссякающая музыка, чем океан музыки, наполняющей собой века.»

Роллана больше всего интересовала история культуры, в особенности, ее решающие или, как он их называл, «героические» периоды. Он писал не отдельные произведения, а целые циклы, работу над которыми не всегда доводил до конца. B эти циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы.

Так цикл «Театр революции» воплощает идею народного театра. В него вошли пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902) – рассказ о событиях Великой французской революции XVIII века. В истории Роллан ищет ответы на вопросы современности, его занимают проблемы возмож­ной революции и ее последствий, проблема наро­да и его роли в истории, вопрос о судьбах интеллигенции в период социальных катаклизмов. В «Театре револю­ции» конфликт переносится внутрь революцион­ного лагеря, сохраняя свой философско-этический характер, что позволяет показать драматизм революционной борьбы, неразреши­мость некоторых нравственных проблем в рам­ках революционной этики. Итогом размышлений Роллана о судьбах и превратностях революций стала драма «Робеспьер» (1939), завершившая цикл «Театр революции». В центре драмы прежде всего вопрос о целесообразности террора. Роллан показывает, как кровавая мясорубка террора затягивает и его зачинателей.

Ролланом была задумана серию биографий знаменитых людей, жизнь и деятельность которых могла бы стать примером для читателя. Цикл «Героические жизни» включает биографии: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1906) и «Жизнь Толстого» (1911). В этих биографиях соединяются различные начала: документальное, художественное, психологическое, публицистическое и философское.

Наиболее значительные художественные произведения повести и романы:

«Жан-Кристоф», «Кола Брюньон», «Очарованная душа»

Одно из самых значительных – роман «Жан-Кристоф», выходивший с 1904 по 1912 г., представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен и сам автор, а также широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX в.

«Жан-Кристоф» – «роман-поток», роман-симфония, где каждая из трех частей имеет свою тональность, свой ритм. Гениальный немецкий музыкант, бунтарь в юности и мудрец в конце жизненного пути, Жан-Кристоф напоминает героев романтических произведений. История Кристофа – это история целого поколения, как пишет сам Р. Роллан. Роман получил мировую известность и принес автору международное признание.

Нобелевскую премию по литературе за 1915 г. Ромен Роллан получил в основном благодаря «Жан-Кристофу». Премия была вручена писателю лишь в 1916 г. отчасти из-за скандала, вызванного опубликованными в 1915 г. антивоенными статьями под названием «Над схваткой», где ратовал за свободу и интернационализм, против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Роллан получил Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Из-за войны традиционная церемония награждения не проводилась, и Роллан не выступал с Нобелевской лекцией.

Цитаты из романа «Жан-Кристоф»:

«– Народ? Он возделывает свой сад. Ему нет дела до нас. Каждая группа избранных старается перетянуть его к себе. А ему на всех наплевать. Сначала он еще слушал, просто ради забавы, зазывания политических скоморохов. Теперь он ради них и пальцем не двинет. Несколько миллионов людей даже не используют своих избирательных прав. Пусть партии грызутся между собой, народу от этого ни тепло, ни холодно, — только бы не потоптали в драке его поля. В таком случае он начинает колотить и правых и левых, не разбирая партий; он не действует, а лишь противодействует, когда уж слишком мешают его работе и его отдыху. И кто бы ни управлял им — короли, императоры, республиканцы, священники, франкмасоны, социалисты — единственное, чего народ от них хочет, — это чтобы они защищали его от великих, всенародных бедствий: войны, беспорядков, эпидемий, а что до остального, то лишь бы ему не препятствовали мирно возделывать свой сад. В глубине души он думает: «И когда только эти скоты оставят меня в покое!»

«Когда-то ссылались на гнусное право сильного. Ей-богу, не знаю, не гнуснее ли еще право слабого: оно расслабляет мысль в наши дни, оно принижает и эксплуатирует сильных. можно подумать, что теперь великая заслуга быть болезненным, бедным, неумным, угнетенным, а худший порок – быть сильным, здоровым, удачливым. И нелепее всего то, что сильные сами в это верят…»

 Самое жиз­неутверждающее произведение, подлинный шедевр французской литературы, связанный с народной традицией, исполненный оптимизма, повесть «Кола Брюньон» с подзаголовком «Жив курилка» опубликована в 1918 году.

rollan2rollan3 rollan1

Рисунки Е. Кибрика (1935-1936), к изданной в СССР книге «Кола Брюньон»

В повести «Кола Брюньон» показана жизнь маленького французского городка Кламси и его обитателей конца XVI – начала XVII вв. Написанная в манере фольклорной стилизации сочным языком, книга воссоздает своеобразный быт средневековой Бургундии. Писатель создал замечательный образ Кола Брюньона – носителя народной мудрости, весельчака, страстно любящего жизнь. Стихия живой народной речи, колоритной и бойкой. Роллан прибегает к фольклорной стилизации в традиции Ф. Рабле.

«Жив курилка!» – такой подзаголовок дал автор своему роману. Книга об историческом прошлом выразила веру писателя в будущее своего народа, в его неувядаемую бодрость. Вот почему перед Первой мировой войной она прозвучала как призыв к жизни, как призыв к миру и труду на благо народа.

На сюжет повести «Кола Брюньон» Дмитрий Кабалевский написал оперу «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси»), поставленную в СССР в 1938 г. Переводчиками произведений Роллана были М. Лозинский, А. Франковский, Н. Любимов.

rollan4 «К войне, как к крайнему средству, прибегают лишь государства-банкроты. Война – последний козырь проигравшего и отчаявшегося игрока, отвратительная спекуляция мошенников и аферистов.»

Из книги «Кола Брюньон»

Тема войны присутствует в послевоенных произведениях Роллана — фарсе «Лилюли» (1919), повести «Пьер и Люс» (1920), романе «Клерамбо» (1920).

«Очарованная душа» («L’Ame enchantee», 1925 – 1933) – самое значительным художественным произведение Роллана послевоенного периода, в котором описывается борьба женщины за реализацию своих духовных возможностей. Отстаивая право на самостоятельный труд, на полноправное гражданское существование, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается от иллюзий. Интерес Роллана перемещается с проблем эстетических на социальные.

rollan5

rollan6

Ромен Роллан с Максимом Горьким, встречи в СССР

29 марта 1932 г. Роллан по инициативе А. В. Луначарского был избран иностранным почетным членом АН СССР. Летом 1935года писатель по приглашению М. Горького побывал в СССР. Он принимал многочисленные делегации, встречался с писателями, дважды беседовал со Сталиным. На встрече присутствовала жена Роллана – М.П. Кудашева, которая вела запись беседы на французском языке. Впечатления от поездки отражены в дневнике, частично опубликованном в журнале «Эроп» в 1960 г.

Большое значение Роллан придавал биографиям великих художников и мыслителей, которых Роллан считал спутниками своей жизни.

Ему импонировал толстовский принцип непротивления злу насилием. В это время он следил за освободительной борьбой индийского народа против английского владычества. Писателю близка мысль М. Ганди о необходимости добиваться независимости ненасильственными средствами.

rollan7rollan8

Ромен Роллан и Рабиндранат Тагор              Ромен Роллан и Махатма Ганди

В поисках мировоззрения, которое служил бы руководством к действию, Роллан обращается к изучению политической и религиозно-философской мысли Индии. Результатом стало написание книг «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930), в которых он исследует идеи индийских мистиков.

Начало второй мировой войны застало Роллана в бургундском городе Везле недалеко от его родных мест. Он выступил с заявлением, обращенным к тогдашнему премьер-министру Франции Э. Даладье, в котором подтверждал свою «полную приверженность борьбе демократии против гитлеровской тирании». Через несколько месяцев Везле был оккупирован фашистами. Несмотря на то, что часть его дома была занята немцами, Роллан продолжал работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и многотомным исследованием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928−1949), в которых отразились смятение и тяжелые душевные переживания старого и больного писателя, вызванные событиями войны.

rollan10

Дом, в котором жил Ромен Роллан, Везле (Франция)

Буклет “ОЧАРОВАННАЯ ДУША РОЛЛАНА”

В библиотеках Находкинской ЦБС ПРОЧИТАТЬ книги РОМЕНА РОЛЛАНА:

Роллан, Р. Собрание сочинений в 9ти т. / Р. Роллан. – М.: Правда, 1974.

Т.1 – Т.4 «Жан Кристоф»

Т.5 «Кола Брюньон, Люли: пьеса; Пьер и Люс»: повести

Т.6 – Т.8 «Очарованная душа»

Т.9 «Четырнадцатое июля, Дантон, Робеспьер»

Хранение: ЦГБ (Центральная городская библиотека)

Роллан, Р. Вселенское евангелие Вивекананды: опыт исследования мистики и духовной жизни современной Индии/ Р. Роллан. – Самара: Издательство «РА», 1994. – 224с.

Хранение: ЦГБ, БК «СемьЯ»

 

 

 

rollan. gendel Роллан, Р. Гендель / Р. Роллан – М.:Музыка, 1984. – 256с.

Хранение: ЦГБ, ЦДЮБ (Центральная детская и юношеская библиотека), БК «Зеленый мир», БК «Ливадия», БК «СемьЯ», Библиотека №4

 

 

 

 

rollan. vivekananda1

Роллан, Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды/ Р.Роллан. – Л.:  Экономическая культура. Андреев и сыновья, 1991. 

Хранение: ЦГБ, БК «СемьЯ», БК Ливадия

 

 

 

 

 

Роллан, Р. Музыкально-историческое наследие. Выпуск Первый. История оперы в Европе от Люлли до Скарлатти/ Пер. с франц. Е.Гречаной. – М.: Музыка, 1986. – 311с.

Роллан, Р. Музыкально-историческое наследие. Выпуск Второй.  Опера в XVII веке в Италии, Франции, Германии и Англии. Гендель. – М.:  Музыка, 1987. – 392с.

Роллан, Р. Музыкально-историческое наследие. Выпуск Третий. Музыканты  

прошлых дней. Музыкальное путешествие в страну прошлого. – М.: Музыка, 1988,-448с.

Роллан, Р. Музыкально-историческое наследие. Выпуск Четвертый. Музыканты наших дней. Стендаль и музыка – М.: Музыка, 1989. – 256с.

Хранение: ЦГБ (Центральная городская библиотека), Библиотека №4

Роллан, Р. Статьи, письма/ Р. Роллан; пер. с франц. Составитель и предисловие Т.Л. Мотылевой. – М.: Радуга, 1985

Хранение: ЦГБ, БК «Зеленый мир», БК «Ливадия», БК «СемьЯ», Библиотека №4

rollan. dantonРоллан, Р. Четырнадцатое июля. Дантон. Робеспьер: драмы / Р. Роллан. – М.: Искусство, 1989. – 416с.

Хранение: ЦГБ

 

 

Информация подготовлена Хриенко Ириной, главным библиографом

отдела иформационно-библиографического обслуживания

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели