ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЯТ
«Дошкольная педагогика» – петербургский научно-практический журнал, издающийся с 2001 года. Выходит 10 раз в год, ежемесячно, кроме июня и июля. Журнал ориентирован на профессиональные информационные потребности работников дошкольного образования.
В каждом номере журнала содержатся нормативные документы по организации воспитательно-образовательного процесса. Журнал насыщен практическими материалами: описание программ и проектов, варианты занятий, конспекты занятий по коррекционной педагогике, психологическому сопровождению ребенка в детском саду. Воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог – каждый специалист найдет необходимый материал на страницах журнала в виде рекомендаций к занятиям, сценарий развлечений и вечеров досуга, дидактических игр.
Популярный характер изложения материала позволяет рекомендовать журнал не только педагогам дошкольных учреждений, но и родителям дошколят. Прочитав статьи психологов и педагогов, мамы и папы узнают, как развивается речь ребенка в первые шесть лет жизни, каковы причины нарушений речевого развития, куда обращаться, если речевое развитие малыша явно не соответствует норме, и многое другое о развитии вашего ребенка.
В Центральной городской библиотеке имеются номера журналов с 2006 года.
Что же интересного для педагогов и родителей было опубликовано в журнале в первом полугодии 2016 года?
ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ
Борисова, Т.Н. Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через воспитание культуры здорового питания// Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 39- 42.
Кулганов, В.А. Коррекция нарушений состояния здоровья у детей с детским церебральным параличом// Дошкольная педагогика. – 2016. – №1. – С.4 – 7.
Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Для формирования правильной осанки, развития тазового пояса и нижних конечностей рекомендуется плавание. Большое значение имеют физические упражнения в воде – гидрокинезотерапия. Широко используется лечебный массаж.
Маталыгина, О. А. Основные этапы развития ребенка// Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С.11 – 16.
Маталыгина, О. А. Половое развитие и воспитание детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2016. – №3. – С.22 – 25.
Маталыгина, О. А. Сердечно-сосудистая система. Проблемы ее развития и заболевания в дошкольном возрасте// Дошкольная педагогика – 2016. – №5. – С.4 – 9.
Ольга Маталыгина – врач-педиатр высшей категории, к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета
Мельник, Т. А. Музыка как один из источников здоровьесберегающих мероприятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 4 – 5.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Костина, О. В. Конспект мероприятия в подготовительной к школе группе “Путешествие в Страну здоровья”: физическое развитие и формирование основ здорового образа жизни // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 1. – С. 23-25.
В статье представлен конспект для работы с детьми подготовительной группы для формирования представления о здоровье: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, закрепить знания о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, соблюдения режима дня.
Сочеванова, Е. А. Подвижные игры со старшими дошкольниками // Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С. 67- 69.
Челядко, Е. С. Физкультура с загадкой// Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С. 42 – 44.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Бакай, Г. А. Формирование связной речи дошкольников через составление рассказа цепной структуры «От схемы-модели к рассказу» // Дошкольная педагогика. – 2016. – №1. – С. 37- 40.
В статье представлен проект работы с детьми с недоразвитием речи. Цель – формировать у дошкольников навыки относительно длительного монологического высказывания, формировать представление о смысловой связи предложений в повествовательном рассказе цепной структуры.
Жантимирова, Д. К. Мастер‑класс для родителей «Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста»// Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С.63 – 67.
Кирсанова, Н. А. Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)/ Н.А. Кирсанова, Ю. Н. Суханова// Дошкольная педагогика – 2016. – №5. – С. 36 – 38.
Смирнова, И. А. Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников// Дошкольная педагогика – 2016. – №5. – С.16 – 17
Остапенко, А. А. Последовательность освоения речевых навыков дошкольниками// Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 6 – 9.
Мальгина, О. А. Уровни сформированности универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки// Дошкольная педагогика. – 2016. – №1. – С. 7 – 9.
Универсальные учебные действия можно определить “как деятельность самого учащегося, направленную на организацию учебно-познавательного процесса, а также на развитие способности ребенка работать с учебными и практическими задачами”. Раскрыты пять уровней сформированности универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЗАНЯТИЯ
Бабинова, Н. В. Книга мала, да ума придала. // Дошкольная педагогика – 2016. – №5. – С. 24 – 26
Ваганова, А. В. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации в обществе/ А.В. Ваганова, Е.Е. Созина, А.Е. Веснина// Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 33
Дудина, Н. И. Образовательный проект «Первоцветы – улыбка весны»// Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 10- 15.
Карачарова, И. А. Театрализованная деятельность в детском саду. От сказки до спектакля// Дошкольная педагогика – 2016. – №5. – С. 39 – 40.
Коваленко, Ю. Ю. Практико‑ориентированный проект «Я маленький, но яркий и заметный!» / Ю.Ю. Коваленко, Л. С. Калюка, И. А. Рыбакова// Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С.31-36.
Сценарии по правилам дорожного движения для детей.
Кононова, О. И. Занятие по изобразительной деятельности «Путешествие в город мастеров» в подготовительной к школе группе// Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С. 39 – 41.
Краснова, Е. Г. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Математическая сказка» // Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 16- 19
Макеенко, Е. В. Планирование образовательной деятельности по теме «Освоение целостной картины мира средствами фольклора» / Е.В. Макеенко, Ж.М. Иванова// Дошкольная педагогика – 2016. – №5. – С. 41 – 44
Михайлова, З. А. Новые пути развития вместе с детьми: поиск, открытия, достижения/ З.А. Михайлова, З.А. Серова, Т. Н. Гилева // Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С. 17- 20.
Павлова, А. С. Конспект открытого занятия «Образ защитника Отечества в русской культуре» / А.С. Павлова, Т.Н. Кутьина// Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 29
Рубцова, М. В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников// Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 20
Сагитова, А. Ф. Информационно‑творческий проект «Ребенок в мире сказок»// Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С.24- 28.
Самольянова, Н. В. Конспект образовательной деятельности по Правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе// Дошкольная педагогика – 2016. – №5. – С. 22 – 24.
Сухарева, А. А. Конспект НОД в старшей группе «Редкие животные в Красной книге»// Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С. 21- 22.
Тагиева, Л. Б. Художественная литература как средство экологического образования старших дошкольников// Дошкольная педагогика. – 2016. – №1. – С.14 – 16.
Влияние художественной литературы на старшего дошкольника способствует стадиям восприятия произведения: воссоздание и переживание образов, понимание идейного содержания произведения, влияние художественной литературы на личность читателя. Правильно подобранный перечень художественной литературы, а также разработанные методические рекомендации и использование специально подготовленных аудиохрестоматий могут разнообразить формы познавательной деятельности дошкольников в рамках экологического образования.
Тараканникова, В. В. Проект месяца «Чтобы помнили…» для детей старшего дошкольного возраста / В.В. Тараканникова, Е.Н. Жаркова// Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С. 25- 30.
Патриотическое воспитание – Сценарии для мероприятий по Великой Отечественной войне.
Твердохлебова, О. Л. Сценарий праздника в подготовительной к школе группе «Недаром помнит вся Россия…»// Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С. 37- 38.
Патриотической воспитание. Сценарий праздника об Отечественной войне 1812 года.
Торцева, Т. Б. Игра‑путешествие «Узелковое письмо. Берестяные грамоты» для детей подготовительной группы// Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С. 23 – 24
Яковлева, О. А. Игра‑квест «Приглашение в музей» для детей подготовительной к школе группы/ О.А.Яковлева, Ю. В. Чепайкина// Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С. 45-47
С РОДИТЕЛЯМИ ВМЕСТЕ
Васильева, С. Н. Летний оздоровительный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»// Дошкольная педагогика – 2016. – №5. – С. 27 – 28.
Карагулина, Е. Е. Сценарий мероприятия для детей 3-7 лет «Творческий квест – путешествие для дружных, смелых и умелых»// Дошкольная педагогика. – 2016. – №3. – С. 29 – 34.
Мероприятие проводится как творческое развлечение, где дети и взрослые (родители) совершают увлекательное путешествие, в ходе которого они вместе решают творческие задачи и выполняют задания различной сложности. Участники: дети подготовительной группы, взрослые (родители), дети других групп, воспитатели других групп детского сада, воспитатели данной группы (они являются тьюторами).
Марковских, Т. Л. Конспект праздника – игры «Дорожная азбука» для старших школьников.// Дошкольная педагогика. – 2016. – №3. – С. 26 – 29.
Закрепить знания детей (и родителей) о дорожных знаках, безопасном поведении на улицах и дорогах, Правилах дорожного движения. Развивать у детей интерес к участию в совместных с родителями мероприятиях и способствовать накоплению позитивных эмоциональных впечатлений. Закрепить и систематизировать знания некоторых дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Закреплять умения применять полученные знания о Правилах дорожного движения в играх.
Поволяева, И. В. Семейный проект «Семь спортивных дней для взрослых и детей» // Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С.36- 38
ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА
Алексеева, Е. Е. О воспитании детей в зависимости от порядка рождения// Дошкольная педагогика – 2016. – №5. – С.50- 53.
Кандидат психологических наук Елена Евгеньевна Алексеева занимается проблемой воспитания детей в зависимости от порядка рождения: старший ребенок – средний ребенок – младший ребенок – единственный ребенок. Порядок рождения ребёнка может являться значимым фактором, обуславливающим особенности родительско-детских отношений. Родителям даются рекомендации в виде правил по воспитанию детей в зависимости от порядка их рождения.
В ЦГБ есть книга: Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?: учебно-методическое пособие.- СПб.: Речь, 2008.- 283 с.
Соколова, Н. Н. Знакомим малышей с окружающим миром с помощью психогимнастики// Дошкольная педагогика. – 2016. – №1. – С. 12- 13.
В статье описано использование психогимнастики при знакомстве малышей с окружающим миром.
Данилова, С. И. Проект «Формирование психологического здоровья дошкольников»// Дошкольная педагогика. – 2016. – №2. – С. 49 – 52.
Пилипенко, О. П. Психолого‑педагогическая характеристика современного дошкольника// Дошкольная педагогика – 2016. – №4. – С.53 – 55.
Обзор подготовила Ирина ХРИЕНКО, главный библиограф ОИБО