Главная / Краеведы / Городу-порту быть! Первые изыскательские экспедиции на побережье бухты Находка

Городу-порту быть! Первые изыскательские экспедиции на побережье бухты Находка

Девяносто лет назад, в  1931году, на побережье бухты Находка работала изыскательская экспедиция гидрологов из Ленинграда и УПИТО г. Владивосток.Основные работы велись в бухте Находка, в устье реки Сучан, в бухтах Ченьювай, Тафуин, Врангеля и Козьмина.

Сопки Сестра и Брат фото Н Баландина 1931

Руководил экспедицией инженер путей сообщения А. Петреченко. Его заместитель гидротехник Н. Баландин знаменит тем, что его фотографии запечатлели нетронутую вершину горы Брат.

Он сообщает: «Лагерь экспедиция разбила на месте существующего управления торгового порта. В те времена берега бухты были скалистые, обрывистые, густо поросшие лесом. Удобные выходы к морю с небольшими песчано-галечными пляжами были у мысов Шефнера и Линдгольма, в долине речки Цицевай (ныне район улицы Ленинской и морвокзала), где вход в бухту преграждался косой. В остальных местах пройти вдоль берега можно было по каменистым россыпям,да и то во время отлива. Сообщения между деревней Американка, посёлком Находка, хутором Русский и другими осуществлялось либо по воде, либо по тропам.Северный берег залива Америка был совершенно пустынным, в бухте Ченьювай бродили одичавшие свиньи. На берегу бухты Врангеля был небольшой причал на сваях и небольшой посёлок. В бухте Козьмино построено несколько домиков, здесь жили работники рыболовецкого хозяйства, занимающиеся выловом и засолкой сельди-иваси. Рыбаки снабжали изыскателей этой вкусной рыбой бесплатно, а консервированные рыбные продукты покупали на рыбокомбинате «Тафуин». Овощи стоили дёшево – за мешок огурцов платили 1 рубль, и тоже за 1 рубль ели клубнику с грядки до насыщения. Вдоль ручьёв росли гущи орешника, и собрать мешок орехов не требовало особого труда и времени».

1938 г. причал бухта Находка

1940-е годы склады на мысе Астафьева

Интересные материалы представила журналист Елена Бельцова в статье «Два лица в истории Находки».В 1931 году для гидрогеологических работ была направлена Тихоокеанская экспедиция, во главе которой стояли две молоденькие ленинградки Лидия Никитюк и Аталия Красная. Им было по 26 лет. Основное внимание экспедиции было уделено поиску воды для рыбного завода в бухте Тафуин. Из воспоминаний Л.А. Никитюк: «Я, Красная и завхоз с семьей устроились в заброшенном холодном деревянном доме с разбитыми стёклами в окнах. Техник Стеценко и рабочие жили в палатках у места работ. Почти каждый день совершали многокилометровые переходы по бездорожью, сопкам и болотам с тяжёлым грузом для выполнения технических работ. Я и Аталия занимались рекогносцировкой и приходили домой в темноте. Со сбитыми ногами Аталия не могла несколько дней ходить и занималась камералкой. Работы были закончены в ноябре. Камеральную обработку материалов мы производили во Владивостоке, а затем в Ленинграде в Институте подземных вод». Эти две девушки с возглавляемой ими группой рабочих провели нелёгкое исследование гидрогеологических ресурсов будущего города.

Фотоархив Анатолия и Виталия Кокшаровых

Были проведены гидрологические наблюдения на реке Сучан от устья до деревни Владимиро-Александровское.Экспедиция выполнила полный комплекс изысканий за лето.

Лидия Никитюк прожила долгую жизнь, трудилась на многих гидротехнических сооружениях, написала много научно-исследовательских трудов. А судьба её подруги Аталии Красной сложилась трагически. В сентябре 1942 года в Пятигорске фашистами было уничтожено 2800 евреев. Среди них погибла и Аталия с родными.

За период с 1931 по 1939 годы проектировщики разработали ряд проектов, в том числе «Проект порта БИС», авторами которого были Н. Баландин и М. Курасевич.

Инженер-проектировщик В. Филиппов вспоминает: «Из Владивостока на катере «Диомид» отправились бригадой. Приблизиться к берегу почти невозможно из-за мели. Дорог нет, одни сопки, небольшая казарма моряков-торпедников да брошенные корейские фанзы».В годы Великой Отечественной войны В. Филиппов  защищал родной Ленинград, в мирное время получил звание «Заслуженный строитель».

Потртпункт Находка. 1939 г.

Реализация проекта по строительству порта в Находке была начатав 1939 году в районе Приморского судоремонтного завода и Рыбстроя (Южный микрорайон). Для Рыбстроя был выделен военно-строительный полк и несколько вольнонаёмных специалистов. За короткое время были возведены временные сооружения, сборные дома для строителей. В бухте Чиньювай организовали спортивный комплекс. Так началось строительство, положившее начало рождению рыбного и торгового портов. Изыскатели, гидротехники, проектировщики достойны памяти и уважения жителей Находки.

 

Рекомендуем к чтению:

Бельцова, Е. Два лица в истории Находки / Е. Бельцова // Находка Водоканал. – 2015. – № 6. – С. 3.

Паутова, Р.Н. Они были первыми / Р.Н. Паутова // Находкинский рабочий. – 2010. – 13 апреля. № 54. – С. 3.

 

Зоя Ковалёва, главный библиотекарь краеведения Городской библиотеки-музея МБУК «ЦБС» НГО

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели