Главная / Про книги, про чтение / «Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно»

«Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно»

К 100 летию со дня рождения Рэя Дугласа Бредбери (1920-2012)

«Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе»

 22 августа 1920 года в городе в Уокиган (штат Иллинойс, США) родился непревзойденный писатель, философ-фантаст, который сам себя фантастом не считал. Современный мудрец, который рассказал неповторимые вещи о неповторимом мире. Его произведения красивы, трехмерны, детально проработаны. Возможно потому, что он любил рисовать, увлекался живописью:

«Рисование всегда было частью моей жизни, ещё с детства. Моя тётушка Нева ходила в Художественный институт Чикаго, посещала там курсы и брала меня с собой смотреть на картины. Я начал рисовать в 1930-х и 1940-х и проделал много работы за все эти годы. Я посещал художественные галереи всюду, куда бы я ни поехал. Не картины вдохновляют меня на писательство, а писательство на картины».

Среди его произведений можно найти романы, повести и рассказы, пьесы, сценарии для кинофильмов и анимационных фильмов. Эти истории легли в основу нескольких театральных постановок и музыкальных композиций. Произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Марсианские хроники» входят в программы обязательного чтения в образовательных учреждениях.

Писатель не любил интернет, не смотрел телевизор, был против электронных книг. Он видел, чувствовал разные планы реальности. Когда его называли провидцем, он возражал: «Я вовсе не старался предвидеть будущее. Я старался его предотвратить!» Увиденное им будущее плавно перетекает в настоящее, предсказания сбываются. Какие? Читайте!

 

 

Свой первый рассказ Бредбери опубликовал в 1941 году. В то время читателей очень интересовала тема космических приключений. Писателя больше привлекал человек, его чувства, возможности, намерения. И все, что из этого следует. Инопланетные путешествия, описанные в его книгах, по сути, не являются «космическими». В них происходят странные события, относящиеся скорее к пространству человеческого разума и души, чем к просторам Вселенной.

Он написал более 400 рассказов, новелл, повестей. Считается, что именно в рассказах наиболее ярко проявилось его мастерство. Знаменита новелла «И грянул гром». Ее герой, совершая путешествие в далекое прошлое, в мезозойскую эру, случайно раздавил бабочку, и это повлекло за собой необратимые изменения в настоящем. Сюжет открыл популярный среди современных ученых, кинематографистов, писателей термин – «эффект бабочки». Суть его в том, что любое с виду незначительное событие может повлечь за собой глобальные последствия. Это наглядно иллюстрирует, каким сложным и хрупким является окружающий нас мир. В 2004 году вышел одноименный фильм Эрика Бресса.

 

                                                                              Картина Р. Бредбери «Темный карнавал»

«Темный карнавал»  

В 1947 году вышел первый тематический сборник рассказов-ужастиков Брэдбери «Темный карнавал». Говорят, в нем чувствуется сильное влияние, оказанное на молодого автора мэтром хоррора Эдгаром Аланом По. Так ли это, судить вам.

 

«Она лежала неподвижно и, погружаясь мыслями в себя, расказывала, что там видит. – Вижу вроде бы волка; он по отмелям перебегает темную реку чуть выше водопада; на шкуре играют отблески звезд. Вижу, высоко в небе ветер гонит бурый дубовый лист. Пролетает мелкий нетопырь. Вижу много всяких тварей в лесу: скользят под деревьями, прыгают высоко в кронах, и все держат путь сюда!

– К завтрашнему вечеру доберутся?»

«Летнее утро, летняя ночь»

Истории из жизни маленького города Грин Тауна, где все друг с другом знакомы, нет никаких тайн и все события ожидаемы. На первый взгляд. Каждая расскажет о душе: ребенка, который надеется увидеть что-то необычное в ежедневном, молодого человека, мечтающего найти свою единственную любовь, взрослого, озабоченного делами настолько, что не замечает очевидного, или старика, который мог бы помочь, рассказать, но никому не приходит в голову спросить. Детали как всегда, важны, от них может зависеть выбор, цена, жизнь.

«Что-то страшное грядет»

В небольшой американский городок приезжает странствующий парк аттракционов – «Луна-парк». Странный во всем – от организации обслуживания до артистов и руководителей – он кажется провокацией, ловушкой. Для кого? На представления приглашены все! И только от посетителей зависит вид и качество услуг – будь то катание на каруселях, посещение аттракционов, лабиринта, гадание…

Каждому парк предложит нечто неожиданное, интересное. Кроме того, посетители будут иметь возможность отправиться в странствие под выцветшими гирляндами и поникшими флагами. Два друга, Вилли Хеллоуэй и Джим Найтшед, разные как день и ночь, но неразлучные, узнают цену развлечений. Близится Хеллоуин!

 «Злу добро всегда кажется злом»

Картина Р. Бредбери «Halloween Tree»

«Канун всех святых»

Повесть «Канун всех святых» писалась автором для широкой аудитории, но получилась детской. Девять мальчишек в канун Хелоуина, отправившись на поиски чудесного, оказываются у старого дома. И видят… дерево, которое достигает вершиной небес, и на нем растут тыквы всех форм, размеров и цветов. Ребята встретят мистера Смерча, он увлечет их в чудесное путешествие, из которого они вернутся изменившимися – если вообще вернутся. Красивая история праздника, разговор о его смысле и традициях.

В 1993 году на основе повести Марио Пилузо сделал добрый детский мультфильм, сценарий к которому написал сам Брэдбери. Писатель прочитал закадровый текст. Он называл этот мультфильм своей лучшей экранизацией.

«Мифы трогать нельзя. Все мы знаем, что они не реальны. Но ни в коем случае нельзя доказывать то, что они все – сплошь выдумка». Р. Бредбери

«Марсианские хроники»

После выхода в 1950-м году первого издания рассказов «Марсианские хроники» о писателе заговорила вся Америка. Не прочитав этого романа, невозможно сказать, что знаком с творчеством Рэя Брэдбери. Это сборник коротких новелл, рассказывающих о попытке колонизации человечеством другой планеты.

Главные герои – земляне. Астронавты, желающие получить пальму первенства в освоении чужого мира. Доставившие на Марс самих себя, в комплекте с болезнями, убийствами, нетерпением к другому мнению, потребительским отношением к природе, нежеланием учиться, ленью и отсутствием интеллекта.

Главные герои – марсиане. Создания, вместившие в свое сознание тысячелетия благополучия и бедствий, со всеми вытекающими из этого последствиями… Прозрачные, фантомные, превращающиеся… Возможен ли диалог? Получено ли предупреждение?

«Освещенная луной фигурка наверху отступила в тень и пропала, только голос остался. – Теперь я больше не твой сын, – сказад голос. – Зачем только мы поехали в город…

– Эн ждет на пристани!

– Простите меня, – ответил тихий голос. – Но что я могу поделать? Я счастлива здесь, меня любят – как любили вы. Я то, что я есть, беру то, что дается. Поздно: они взяли меня в плен».

«451 по Фаренгейту»

Роман принес писателю мировую славу. Мир будущего в книге предстает как общество массового потребления, которое постаралось ликвидировать все, что может помочь человеку сохранить индивидуальность, личность, мышление. Книги объявлены вне закона. Их сжигают вместе с домами, хозяев арестовывают. Гай Монтэг – один из таких пожарных-ликвидаторов.

Главным развлечением землян является общение с героями всевозможных шоу и сериалов. Люди живут в придуманных, иллюзорных мирах.

В романе описаны домашние кинотеатры и интерактивное телевидение, которое «оболванивает» людей и скрывает от них правду… Предупреждение о возможном будущем, где царит запредельный хаос, написанное просто и понятно любому читателю.

Книга была дважды экранизирована, в 1966 году режиссером Франсуа Трюффо, в 2018 году Рамином Бахрани.

«Без досок и гвоздей дом не построишь, и если не хочешь, чтобы дом был построен, спрячь доски и гвозди. Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а еще лучше – ни одной».

«Вино из одуванчиков»

Последний летний месяц плавно подходит к концу. Перед вами книга, которая лучше всех прочих подходят для прочтения в завершающие дни лета.

Несуществующий город Грин Таун, лето 1928 года. Братья Дуглас и Том Сполдинг отправляются на летние каникулы. Кому не знаком восторг первых летних дней, когда отступают заботы об уроках, строгая дисциплина трудового года, и впереди оказывается безбрежное море зелени, солнца, неба и – свободы!

Писатель не просто познакомит вас с мальчишками, он расскажет обо всех событиях, которые произойдут на протяжении трех летних месяцев в этом городке. И поверьте, это будет целая жизнь. Она вместит в себя приобретения, неожиданные находки, разочарования и потери, страх, удивления и открытия.

У этой знаменитой повести есть продолжение – «Лето, прощай!» (2006 г.). Дуглас уже повзрослел у него другие мысли, проблемы и взаимоотношения с окружающими.

 

«Стоя в темноте у открытого окна, он набрал полную грудь воздуха и изо всех сил дунул. Уличные фонари мигом погасли, точно свечки на черном именинном пироге. Дуглас дунул еще и еще, и в небе начали гаснуть звезды».

После прочтения книг Брэдбери как никогда хочется обращать внимание на мелочи, смотреть на мир глазами ребенка и находить необычное в самых обыденных вещах. Его книги хорошо перечитывать в дни, когда пространство наполнено светом и теплом, или когда грустно и кажется, что всё вокруг – пустое. Они подскажут, утешат, напомнят, заставят задуматься.

 

Обзор подготовила Анна Сазонова, библиотекарь Центральной детской и юношеской библиотеки Находки

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели