Шамиль Вахитов «История одного портрета»

Шамиль Жигангирович Вахитов – ветеран труда Приморского судоремонтного завода, председатель Находкинского отделения Приморской краевой общественной организации «Союз комсомольцев всех поколений Приморского края», активный член Русского географического общества – Общества изучения Амурского края и  генеалогического клуба «Находкинский родовед».

Представляем уникальную историю краеведа.

«Эта история началась в далёком 1955 году в Находке. Прожив три месяца в деревянном доме на улице Добролюбова, № 26, с семьёй из семи человек в двухкомнатной квартире, отец купил частный дом в марте 1955 года по улице Лазаревой, № 12. Хозяин дома Борис Сангатуллин с семьёй собирался переезжать на свою родину в Татарстан. Дома кругом строились шлаколитые по единому проекту и ничем друг от друга не отличались. В зале висел большой портрет Сталина, написанный масляной краской на холсте, в простой деревянной раме размером 60*80 см. На портрете Сталин был во френче коричневого цвета, плотно застёгнутым на все пуговицы.

Портрет Сталина сразу поразил тем, что он был необычным. Такого изображения Сталина я не видел. Он был без погон, без наград. Вождь отображён чётко, пропорционально, с живыми глазами, чувствовалась рука хорошего художника-мастера кисти. На кухне висела фоторепродукция вождя в рабочем кабинете, в маршальском кителе с золотой медалью Героя Социалистического Труда. В то время в каждом доме обязательно находился портрет вождя, и висел он на самом видном месте. Кто такой Сталин, я уже знал, так как в памяти остался март 1953 года, и я видел, как плакали люди, узнав о его смерти. Мы, дети, не вникали в интриги среди руководства страны за высшую власть. У Сергея Есенина есть такие строки: «Раз власти – на то они и власти, а мы лишь простой народ».

25 февраля 1956 года состоялся 20-й съезд КПСС, на котором выступил Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв, он подверг принципиальной критике ошибки, связанные с культом личности И.В. Сталина, и наметил меры, обеспечивающие полное преодоление его последствий. Выступление против культа личности необходимо было, прежде всего, для создания прочных гарантий того, чтобы в партии и в стране никогда не возникали подобные явления. Речь расколола советский народ на две половины. Одна – высоко ценила заслуги Сталина в индустриализации страны, победе над фашизмом. Другая – осуждала. Это были репрессированные и члены их семей. Время примирило обе противоположные стороны.

Отец снял оба портрета Сталина и отнёс их на чердак дома. Шло время строительства развитого социализма. Я окончил институт, создал семью, родились дети. Работал на Приморском судоремонтном заводе. В 1975 году купил автомобильный гараж по улице Ленинградской. Вспомнив о портретах Сталина, решил ими украсить голые стены бетонного гаража.

Все эти годы возникали вопросы по портрету Сталина, написанного масляной краской. Очень он смотрелся  необычно,   таким Сталина никогда не показывали, это был ранний период.

Людмила и Аркадий Акцыновы

Кто же автор? Среди старожилов города ходила легенда о том, что в лагере на Транзитке в начале сороковых годов 20-го века отбывали срок по 58-й статье два художника — мужчина и женщина, которые рисовали вождей того периода. Фамилии никто не помнил и точно подтвердить никто не мог. Недавно я прочитал книгу «По стерне босиком» — воспоминания бывших политзаключённых, отбывавших срок в бухте Находка с 1939 по 1944 год. Авторы книги – Аркадий Акцынов и Людмила Калугина. Оба с 1910 года рождения, испытавшие на своём жизненном пути много горя и унижения. Аркадий Акцынов родился в г. Санкт-Петербурге в семье офицера-пограничника и врача. С сентября 1914 года его отец участвовал в Первой мировой войне и попал в немецкий плен. Долгое время от него не было никаких известий.   Мама как врач работала в прифронтовой полосе в военных госпиталях, санитарных поездах. Всё это время мальчик Аркадий был рядом с бабушкой. В 1923 году пришло известие, что отец жив и проживает после плена в Германии. Аркадий с бабушкой выехали к нему. После смерти отца Аркадий скитался по разным странам, сменил много профессий. Работал портовым грузчиком, мойщиком автомобилей, продавцом газет, журналистом-карикатуристом. Поступил в академию художеств в Париже, которую успешно закончил в 1938 году. В этом же году вместе с молодой женой, венгерской художницей, решил вернуться на Родину, в Советский Союз. На грузовом пароходе «Узбекистан» прибыл в Ленинград, и тотчас был арестован и отправлен в тюрьму «Кресты». Затем этапирован в Москву. Следствие длилось год. По приговору Особого Совещания при НКВД Аркадий Акцынов получил пять лет исправительно-трудовых лагерей. По железной дороге был этапирован на Дальний Восток в бухту Находка, в лагерь, где работал художником-оформителем, рисовал портреты вождей и в 1944 году был освобождён.

В лагере познакомился с заключённой художницей Людмилой Калугиной – своей будущей женой. Вместе они пробыли в лагере пять лет, занимались художественными оформлениями, и только благодаря своему таланту сумели выжить в тех адских условиях. Ими были написаны сотни портретов политических деятелей того периода, но до нас они не сохранились. После прихода к руководству страной Н.С. Хрущёва из кабинетов стали исчезать портреты Сталина и других соратников. Каждый партийный чиновник вешал в кабинете портрет Н.С. Хрущёва.

Лагерная зона Транзитки в начале 50-х годов прошлого столетия сворачивалась. Заключённых переводили в лагерь, находившийся напротив рыбного порта. Зона состояла из двух лагерей: № 11 – строгого режима № 13 – общего режима. В апреле 1950 года лагерная зона была освобождена от японских военнопленных, которые проживали там с 1945 года.  Японский пароход Takacogo Mary увёз последнюю партию военнопленных на родину.

Вместе с заключёнными с Транзитки со своим казённым имуществом переселялось лагерное начальство. Таким образом, портрет Сталина занял место в одном из кабинетов лагерной администрации.

Лагерь заключённых Рыбный порт

Бывший хозяин нашего дома  Борис Сангатуллин работал шофёром в системе «Дальстроя» и занимался материально-продуктовым обеспечением лагеря. Был хорошо знаком с администрацией лагеря, поэтому при смене портретов вождей в кабинетах он без труда забрал портреты Сталина и повесил их в своём новом доме. Он был участником прошедшей войны и не мог изменить своего отношения к Сталину. Таким образом, портреты остались у нас в Находке. В фильме «Государственная граница» в одной из серий, посвящённой конфликту в 1929 году на КВЖД, режиссёр показывает встречу Сталина с наркомом НКВД Менжинским в точно таком же кителе, в котором Сталин изображён на портрете.

После освобождения супруги Акцыновы много работают, пишут картины родной природы, портреты интересных людей, много ими написано прекраснейших пейзажей. Выставки их произведений с большим успехом проходили в выставочных залах Москвы, Центра подготовки космонавтов в Звёздном городке, научном институте в подмосковном Монино, Алмазном фонде и других местах. Имена заслуженных художников Чувашии Людмилы Михайловны и Аркадия Всеволодовича Акцыновых широко известны любителям искусства нашей страны.

Уважаемый читатель! Если у вас есть подобные портреты, написанные рукой неизвестного художника, сообщите. Будет очень интересно сравнить их и выслушать истории их появления в вашей семье. Рядом с портретом Сталина прошла и моя жизнь – от мальчика до пожилого человека, но это уже другая история.

Шамиль Вахитов, ветеран труда Приморского СРЗ, Ветеран комсомола.

            Подготовила — главный библиотекарь

Зоя Николаевна Ковалева.

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


Версия для слабовидящих



Электронный справочник

ЛИТРЕС

НЭБ

Электронный справочник

База данных Территория НГО

Виртуальные-выставки

Бессмертный полк Находки

Доступная среда

Антитеррор


Гостевая книга