Главная / Коллегам / Программы и проекты / «СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА» Комплексная многоуровневая школа дифференцированного обучения библиотечных работников

«СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА» Комплексная многоуровневая школа дифференцированного обучения библиотечных работников

Проект

Развития системы повышения профессиональной квалификации

библиотечных работников МБУК «ЦБС» НГО в современных условиях.

«СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА»

Комплексная многоуровневая школа дифференцированного обучения библиотечных работников

Сроки реализации проекта: январь 2014 года – декабрь 2015 года.

1 ступень: «Мастерская начинающего библиотекаря»(стаж работы менее 3-х лет)

2 ступень: «Школа профессионального мастерства» (работники читального зала и абонемента со стажем работы более 3-х лет)

3 ступень: «ПрофиКласс» (заведующие структурными подразделениями)

В настоящее время повышается роль библиотеки в формировании информационной культуры личности, экологического мировоззрения, гражданского сознания, правовой и потребительской культуры, а также в удовлетворении потребностей горожан в межличностном общении. Наряду с этим осуществляется модернизация основных видов деятельности библиотек на основе внедрения информационных технологий. В этих условиях возрастают требования к квалификации библиотечных работников, к непрерывному обновлению профессиональных знаний.

Несмотря на то, что специалистами ЦБС накоплен определенный опыт в системе повышения квалификации, требуется внести некоторые коррективы в этот процесс. В их число входят систематизация, упорядочивание и дифференцированный подход к обучению, с учетом образовательного и профессионального уровня. Основу системы повышения квалификации будет составлять совокупность взаимосвязанных, дополняющих друг друга форм обучения, организуемых для всех категорий библиотечных работников, проводимых в определенной последовательности и с определенной систематичностью. Непрерывное образование ориентировано на эффективные инновационные формы работы с учетом лучших традиций и строится по принципу «Образование – не на всю жизнь. Образование – через всю жизнь». В этих целях создается многоуровневая система обучения, рассчитанная на 2 года.

Основанием для проекта послужил количественный и качественный анализ состава библиотечных кадров ЦБС. В штате МБУК «ЦБС» НГО 70 библиотечных работников. Из них высшее образование имеют 36 человек (51,4%), среднее специальное – 23 человека(32,9%) в т. ч. высшее библиотечное -16 человек (22,9%), среднее специальное – 10 человек (14,3%). Анализ состава библиотечных кадров свидетельствует о том, что в штате ЦБС преобладают сотрудники в возрасте от 30 до 55 лет (49 человек – 70%), работающие в системе свыше 10 лет – 37 человек (52,9%), менее 3-х лет – 8 человек (11,4%).

Существует проблема кадровая: не происходит обновления кадрового потенциала молодыми специалистами. Вакансии заполняются людьми, не имеющими специального образования, которые нуждаются в переобучении или получении специального библиотечного образования. Присутствует проблема снижения уровня профессионализма: в связи со стремительным развитием информационных технологий в библиотечном деле происходит несоответствие знаний работников информационным знаниям и потребностям пользователей.

Помимо этого в обществе сложилось неадекватное отношение к профессии, непонимание реального характера библиотечной деятельности, недостаточное признание со стороны общественности важности библиотечного труда, устойчивое мнение о непрестижности профессии.

Цель проекта:совершенствование системы профессионального образования библиотечных работников, повышение профессиональной компетентности персонала, обслуживающего пользователей библиотек ЦБС как решающего фактора улучшения библиотечного обслуживания населения города и упрочение престижа библиотеки как информационного, образовательного и культурного центра.

(Как это сделать?)

     Задачи непрерывного образования работников библиотек:

  • Модернизировать систему непрерывного образования всех работников библиотек ЦБС.
  • Обеспечить дифференцированный подход к повышению квалификации библиотечных сотрудников в зависимости от их стажа работы и образования.
  •  Продолжить пополнение информационной базы для дальнейшего оперативного методического обеспечения всех сотрудников ЦБС.
  • Использовать разнообразные и взаимовыгодные дополняющие друг друга инновационные формы и методы работы в деятельности повышения квалификации.
  • Создать условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала работников в профессиональной библиотечной деятельности.
  • Продолжить освоение новых технологий для реорганизации традиционных участков библиотечной работы
  • Стимулировать процессы самообразования в профессиональном и общеобразовательном развитии библиотечных работников.

В систему непрерывного образования входят:

«Мастерская начинающего библиотекаря»

Основные задачи обучения:

  • Создать условия для приобретения теоретических знаний и практических навыков в организации библиотечного обслуживания пользователей в рамках начальной профессиональной подготовки
  • Обеспечить освоение основных технологических библиотечных процессов

«Мастерская начинающего библиотекаря» создана с целью обучения библиотекарей и сотрудников, не имеющих специального образования со стажем работы менее 3-х лет. Она включает в свою программу практические занятия, психологические тренинги, консультации, обзоры методической литературы и профессиональных журналов. А также практикумы, фестивали, конкурсы, семинары, круглые столы – формы непрерывного образования, повышения мастерства работников библиотек. Сюда входит и адаптационный уровень для вновь поступивших в ЦБС библиотечных работников. Разработана программа учебных занятий, способствующая освоению специфики деятельности библиотек, форм и методов работы.

«Школа профессионального мастерства» – для работников абонементов и читальных залов. Семинары, мастер-классы, творческие лаборатории планируется проводить на базе ЦГБ и в филиалах по разным направлениям библиотечной работы с целью обмена опытом и повышения квалификации специалистов среднего звена.

Занятия будут проводиться группами и индивидуально в определенные сроки. В конце каждого года проводить итоговое занятие в форме «круглого стола», где можно обсудить эффективность обучения, анализ проведения занятий, учесть предложения.

«ПрофиКласс» – длязаведующих структурными подразделениями ЦБС. Задачи обучения предполагают проблемно-ориентированные диалоговые формы работы с персоналом. Одним из основных направлений в работе с руководящим составом является широкое и своевременное информирование по всем актуальным темам общественно-политической и библиотечной жизни страны.

Помимо школы повышения квалификации ЦБС профессиональное развитие специалистов будет осуществляться через участие в федеральных и региональных научно-практических конференциях и семинарах, творческих командировках.

Ожидаемый результат:

Библиотекари должны уметь мотивировать и стимулировать чтение, стать компетентными специалистами в области библиотечно-информационного обслуживания пользователей.Библиотекари должны быть компетентными коммуникаторами – ведь основным атрибутом библиотечно-библиографического обслуживания является общение. Для этого ему необходимо дифференцированно подходить к людям, владеть навыками понимания участников библиотечного общения. Итогом обучения может стать лучшее понимание слушателями функций и задач библиотек, ознакомление с различными направлениями работы, установление внутрикорпоративных связей.

Как результат получить улучшение следующих качеств библиотечного работника:

  • профессионализм
  • уровень общей культуры
  • понимание смысла выполняемой работы
  • эрудиция
  • творческое отношение к работе
  • информационная грамотность
  • стремление к новым знаниям и владение навыками самообразования
  • психологические – это рост умения, компетентности, устойчивой внутренней познавательной мотивации – интеллектуальной инициативности у библиотечных работников

и как следствие – повышение престижа библиотек в городе и создание долгосрочных программ подготовки и переподготовки персонала ЦБС.

Ресурсы проекта:

Для успешной реализации проекта, анализа эффективности мероприятий, исследований и мониторинга осуществлять и координировать работу всеми отделами ЦГБ и ЦДЮБ с учетом направления их деятельности:

  • Директор ЦБС
  • Заместитель директора ЦБС
  • Отдел организации и использования библиотечных фондов
  • Отдел информационно-библиографического обслуживания
  • Отдел методической работы и продвижения услуг
  • Центральная детская и юношеская библиотека
  • Городская библиотека-музей краеведческого профиля
  • Центральная городская библиотека: отделы абонементов и читальных залов.

Контроль над исполнением проекта

  • Контроль осуществляет Директор МБУК «ЦБС» НГО

Реализация проекта:

В целях реализации проекта и перспективного планирования ежеквартально делать анализ деятельности библиотек, помогающий вырабатывать дальнейшую стратегию развития библиотек. Ежегодно делать количественный и качественныйанализ (мониторинг) состояния образовательного и профессионального уровня сотрудниковМБУК «ЦБС» работающих с пользователями.

В своей деятельности учитывать современные направления: прогнозирование, менеджмент, маркетинг, связи с общественностью, социологические исследования, расширение ассортимента и рекламу услуг.

Статистические данные о реализации проекта будут фиксироваться в форме таблицы

 

 

«Основные показатели выполнения проекта за 2014-2015 гг.»

Временной период Число методических консультаций Подготовлено и издано методических материалов Количество занятий школы повышения квалификации Общее число участников Опубликовано статей в СМИ и на сайте

 

На реализацию проекта могут влиять следующие факторы:

  • Позитивные: наличие соответствующего опыта работы, фонда документов, трудовых и информационных ресурсов.
  • Негативные: незаинтересованность части коллег, пассивность целевой аудитории, недостаточность материально-технических средств.

Повышение квалификации (активная ссылка отсылает в вертекальное меню КОЛЛЕГАМ)

 

 

 

 

 

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к содержимому
Перейти к верхней панели