Краеведение для детей: идеи и практика. Итоги семинара

18 ноября в Городской библиотеке-музее состоялся семинар «Краеведение для детей: идеи и практика», в котором приняло участие 29 человек.

Участники семинара

Участники семинара

Первый доклад главного библиотекаря по работе с детьми МБУК «ЦБС» НГО Л.А. Чернухиной обозначил основные проблемы и направления «детского» библиотечного краеведения. Было отмечено, что сегодня вряд ли можно говорить об устойчивых и прочных патриотических взглядах и убеждениях подрастающего поколения как о самой близкой перспективе. Реальная цель сегодня — формирование базовых основ патриотизма, как нравственно-эмоциональных качеств личности. Краеведение — одна из точек опоры для подобного взгляда.

Чувство патриотизма может формироваться разными путями и один из таких путей — изучение детьми истории собственных семей и родословной.    Именно поэтому в перечень краеведческой работы библиотек  можно включать конкурсы творческих работ: «Я и моя семья», «Древо жизни», «Прошлое России в истории моей семьи» и др.

Ещё одним эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений в деятельности детской библиотеки является экологическое краеведение.

Для того чтобы идти в ногу со временем, библиотеки, работающие с детьми, активно ведут поиск успешно развивающихся форм и направлений краеведческой деятельности. Такими формами являются ВЕБЛИОГРАФИЯ, виртуальные выставки, видео-выставки и, конечно, разнообразные интерактивные формы общения: синквейны, сторисек (в переводе «мешок историй»).

З.Н. Ковалёва, главный библиотекарь ГБМ МБУК «ЦБС» НГО поделилась опытом налаживания партнёрских связей с учреждениями заинтересованными в продвижении знаний о крае.

Вот уже 9 лет Городская библиотека-музей позиционирует себя как культурный и информационный центр краеведения в нашем округе. Всему этому в немалой степени способствует социальное партнерство, которое стало прогрессивной формой взаимодействия библиотеки с другими организациями и пользователями. В числе наиболее значимых партнёров библиотеки по привлечению детей к краеведческой деятельности можно назвать МВЦ «Находка», Дом детско-юношеского туризма и экскурсий, музей школы №25, музей им. Г. Травина в п. Врангель, музей «Залив Восток» в п. Ливадия, газеты «Находкинский рабочий», «Мир путешествий» и «Рио панорама» и многих других.

Каждый год школьники и студенты Находкинского городского округа вовлекаются в исследовательскую, деятельность по изучению истории нашей территории. Для этого проводятся конкурсы, викторины, экологические акции. В 2015 году к участию в 3-й краеведческой научно-практической конференции «Находка глазами молодых», посвященной 65-летию города, были привлечены студенты учебных заведений города.

Востребовано и такое направление как генеалогические изыскания (история семьи). Самые интересные исследовательские работы учеников 10-х классов МБОУ СОШ № 5 НГО: В. Ивановой, В. Павленко, Е. Павленко, В. Линькова «География фамилий моих  одноклассников» (руководитель О.А. Горелова), опубликованы в 42 томе «Записок ОИАК». Все необходимые консультации по изучению своих родословных можно было получить у членов клуба «Находкинский родовед»,  функционирующем при библиотеке-музее.

Подводя итог, Зоя Николаевна отметила тот факт, что в это непростое время, библиотеки стали инициаторами диалога между всеми субъектами социального партнерства. Они — основной канал, через который все большее число различных слоев населения включается в процесс сотрудничества в сфере развития и получения краеведеских знаний.

О важности использования игровых форм в продвижении краеведческих знаний в условиях детской библиотеки рассказала Р.Г. Триполец, ведущий библиотекарь ЦДЮБ МБУК «ЦБС» НГО, так как применение игры дает возможность ребёнку не только получить дополнительные знания и расширить свой кругозор, но и раскрыть свои таланты. Были предложены такие нетрадиционные формы как «Прогулки с Пушкиным по краю» (фантазии на заданную тему), которые предполагают составление буриме;  игра-пазл «Собери карту Приморского края»; настольная игра-путешествие 3-D ландшафт и как вариант компьютерное ландшафтное моделирование, с использованием обучающих видеоуроков. Эффектным и занимательным можно сделать театрализованное представление по мотивам телевизионной игры «Поле чудес» «Продуктовый запас Приморья». Используя творческий потенциал маленьких читателей можно воспользоваться такой формой как арт-общение (процесс взаимодействия через рисунок с использованием мольберта), это может быть сделанная руками ребёнка «Визитная карточка моей улицы» или печатный блог «Я все про свою улицу знаю», который будут вести сами читатели.

Проблему развития познавательной  активности читателей-детей в области краеведения  подняла Л. В. Куксина, библиотекарь ГБМ  МБУК «ЦБС» НГО. Уже несколько лет в Городской библиотеке-музее действует программа «Час краеведения». И если поначалу занятия проходили с постоянно сменяющимися группами, то с 2015 года на уроки приходит постоянный состав детей с МБОУ СОШ №3 и Находкинской коррекционной школы. Для этого с педагогами (ведущими младшие классы) вышеобозначенных   учебных заведений  согласовали время, дни посещения и тематику краеведческих уроков на год. Согласно разработанной программе Людмила Викторовна знакомит детей с животным и растительным миром Дальнего Востока. Особое внимание уделяется природе и истории Приморского края, в частности города Находки.  

На занятиях  используется  имеющийся в библиотеке  видеофонд, книги, журналы, медиапрезентации.  Для закрепления знаний детей используются игры, викторины, загадки, кроссворды. С неподдельным интересом дети общаются с находкинскими писателями и краеведами, приглашенными на краеведческие уроки. Практикуются и выездные экскурсии, например, в музей под открытым небом «Пограничная площадь» и воинскую часть «Шимиуза», в городе Фокино.

Гости ЦБС г. Фокина, зав. Центральной детской библиотекой Наталья Александровна Панченко и  библиотекарь Лариса Викторовна Аминова, поделились интересным опытом проведения краеведческой литературной квест-игры «Тайны улиц городских». По условиям игры две команды «Флешка» и «Глобус» (названия ученики 7-х классов придумали сами) должны были связать  названия  предприятий и организаций родного города с  известными литературными героями, названиями  книг, легендами и мифологическими именами. Руководствуясь заданием-подсказкой они  составили, каждая свою, литературную карту города. Благополучно справившись со всеми этапами квеста   и, расставив, в нужном порядке все добытые в процессе игры буквы, команды в результате сумели  составить кодовое предложение-девиз «Будущее Фокино – это мы».

Наталья Александровна Панченко

Наталья Александровна Панченко

Необходимо отметить, что мероприятия такого рода, помогают отвлечь ребят от новомодных гаджетов и повернуть их к книге и чтению; заставляют перечитать, прочитанное ранее,  узнать много нового и интересного, а также  сделать из участников игры активных читателей библиотеки.

О.В. Влахно, библиограф библиотеки №4 МБУК «ЦБС» НГО, подготовила информацию о разнообразных формах и методах краеведческой деятельности библиотек, по материалам библиотечных сайтов. Среди них можно отметить:   «Студию чтения», когда собака с миролюбивым характером приходит в библиотеку, чтобы послушать мальчиков и девочек, которые читают ей книжки; литературно-этнографическую игру «Кладовая национального фольклора»; конкурс рисунка на открытке; патриотическую арт-конференцию «По дороге в …..»; конкурс на лучшую краеведческую сказку; Путешествие по карте города и другие.

Ольга Владиленовна Влахно

Ольга Владиленовна Влахно

 Н.Ю. Воронкина, редактор МБУК «ЦБС» НГО провела мастер-класс по созданию краеведческих интерактивных викторин и кроссвордов  для детей в программе HotPotatoes 6. В качестве примера была продемонстрирована викторина «Гоголиана», с альтернативными вариантами ответов и «тигринный» кроссворд.

Безусловно, базовыми составляющими успешной краеведческой работы библиотек с детьми является хорошо укомплектованный фонд литературы краеведческой тематики. Однако, комплектование такого фонда для многих библиотек, в том числе и нашей ЦБС является серьёзной проблемой.

Тем не менее, Т.П. Гутман, библиотекарь  Городской библиотеки-музея МБУК «ЦБС» НГО  смогла порадовать присутствующих новинками детской художественной литературы, преимущественно изданными в Хабаровском книжном издательстве и московском издательстве «РОСМЭН». Наибольший эмоциональный отклик нашли книги Сергея Георгиева «Амурчик или приключения тигренка», «Амурчик и его таёжные друзья» и Елены Неменко «Тишка и Рыж. Необыкновенные истории о медвежонке Тишке и тигренке Рыже». Отметим, что главы из книги Елены Неменко публикуются в журнале «Расти с Хабаровском», к сожалению, в фонде библиотеки-музея имеется только несколько номеров этого замечательного детского издания. На страницах журнала можно поиграть в настольные игры, сходить в гости в различные учреждения города, узнать о флоре и фауне Дальнего Востока, а также самому смастерить поделку при помощи рубрики «Сам Самыч».

Тамара Петровна Гутман

Тамара Петровна Гутман

Подводя итог, отметим, что участники семинара познакомились с опытом своих коллег, охотно поделились своими наработками, обсудили полученную информацию и организаторы надеются, что вдохновение, появившееся после участия в семинаре, будет сопутствовать работе коллег долгие годы!

 

Отчёт подготовила Н.Ю. Воронкина — редактор МБУК «ЦБС» НГО

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Версия для слабовидящих



Электронный справочник

ЛИТРЕС

НЭБ

Электронный справочник

База данных Территория НГО

Виртуальные-выставки

Бессмертный полк Находки

Доступная среда

Антитеррор


Гостевая книга