Достопримечательности Ливадийской территории

© РАЗРЕШЕНО АВТОРОМ К ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ МБУК «ЦБС» НГО

Е.Э. Бендяк

 

В летопись истории города Находки внесла свой вклад и Ливадийская территория, т.е. жизненные вехи поселков Ливадия, Южно-Морской, Авангард, Средняя, сел Душкино, Зембрены и Анна стали страницами истории нынешнего Находкинского городского округа.

Вслед за открытием экипажем парохода-корвета «Америка» бухты Находка в 1859 г., в 1861 г.  клипером «Гайдамак» под командованием Алексея Пещурова был исследован и описан залив Восток  и открыта гавань, за которой осталось название Гайдамак. В этот же год были обследованы и бухта Средняя, и бухта Восток.

По сведениям 1869 г. по побережью бухт Гайдамак, Средняя и на речке Сяудми (ныне р. Волчанка) расселились, как их тогда называли, манзы. Их жилища назывались  фанзами, и возможно с тех времен, остались на карте названия Первая и Вторая Фанзы. Долгое время русского населения в этих местах не было.

 Через 28 лет с момента открытия бухты Гайдамак эта бухта станет местом, где впервые  на юге Приморья зародиться российский китобойный промысел. Отставной морской офицер Аким Георгиевич Дыдымов построит на ее побережье китоперерабатывающую базу. Журнал «Вестник рыбопромышленности» позже напишет: «…Не стремление к наживе и слава заставили Дыдымова отказаться от карьеры выдающегося флотского офицера и посвятить себя китобойному промыслу, а только беззаветная любовь к Отечеству, желание поддержать престиж русского имени на Дальнем Востоке…». Здесь, наверное, можно провести аналогию с Алексеем Дмитриевичем Старцевым, организовавшим на о. Путятине многоотраслевое хозяйство и радевшего за престиж Дальнего Востока и России. Имя Дыдымова за его заслуги будет присвоено   охранному крейсеру «Лейтенант Дыдымов».

Дело Акима Дыдымова, безвременно погибшего со всем экипажем на китобойце «Геннадий Невельской» в декабре 1890 г. через 4 года на берегу бухты Гайдамак продолжил также русский офицер – представитель знатной прибалтийской фамилии, граф Генрих Гугович Кейзерлинг. В эти годы в заливе Америка и в бухте Находка никаких промышленных производств еще не было. А в бухте Гайдамак уже появился жиротопный, консервный, бочарный, лесопильный заводы. Часть зданий того времени стоит и поныне. И хорошо бы ответственным за культурные ценности лицам задуматься над их сохранностью, повесить памятные таблички.

В 1905 г. Кейзерлинг создает свое пароходство под названием «Русь» и заключает контракты с Министерством торговли на обслуживание морских линий Дальнего Востока. В 1907 г. он организует в бухте Гайдамак первую на южном побережье школу юнг. Начиная с 1908 г. пароход «Сибирь» раз в неделю делал рейсы из Владивостока в бухты Гайдамак, Врангеля и Находка. Это пароходство было известно на Дальнем Востоке вплоть до Советского периода.

Есть факт, который тоже заслуживает внимания. В 1895 г. (перевезен в 1901 г.) Генрих Кейзерлинг подарил краеведческому музею г. Хабаровска скелет кита. Так он и поныне стоит в витрине этого музея. В прошлом году я специально ездила на него посмотреть и сфотографировать.

Оставил свой след в истории и г. Находки, и бухты Гайдамак, и бухты Анны легендарный шкипер Фридольф Кириллович Гек. Вместе с Дыдымовым он занимался добычей китов. После гибели соратника, когда Гек пытался в корейских водах найти потерявшееся судно Дыдымова, он открыл несколько бухт. Одна из них получила название Память Дыдымова (ныне Улсанман). С именем шхуны Гека «Аннушка» связана легенда по названию бухты Анны. Позже, в советский период, там появится село с таким же названием — Анна. События, связанные с китобойным промыслом, не оставили равнодушным советского писателя Анатолия Вахова. И он написал книги о становлении в наших водах китобойного промысла «Трагедия капитана Лигова» и «Шторм не утихает». А к берегу бухты Гайдамак со временем пришвартовался корабль с надписью на борту   «Капитан Лигов». 

В конце 80-х годов XIX в. в нескольких верстах от бухты Гайдамак вдоль почтового тракта  Шкотово — Ольга по решению Переселенческого управления начали селиться переселенцы из Черниговской губернии, Стародубского уезда, деревни Душкино. Как и в большинстве уже появившихся деревень крестьяне занялись сельским хозяйством, ловлей рыбы, охотой, пчеловодством, тележным и щепным (выделка ободьев, колес, дуг и т.д.) промыслами. В ней была своя мельница, три кузницы, маслобойня, врачебный и фельдшерский пункты, почтовая станция. Село считалось богатым, два раза в год в нем проводились ярмарки. К 1907 г. в Душкино уже было 38 дворов и  246 человек жителей. А в окрестностях деревни стояли 40 корейских фанз. И к 1917 г. оно стало вторым по количеству жителей после села Лагонешты в Новолитовской волости, куда входила территория нынешнего Находкинского округа. Еще в 1896 г. в селе начали строить церковь, которую освятили  в 1899 г. в честь иконы Казанской Божией матери. И согласно историческим документам она стала первой церковью на территории, на которой сейчас расположен Находкинский городской округ.  А такой, как в Душкино, рассчитаной на 400 человек в тамошней округе не было и в помине. В основном по краю строили церкви в расчете на 150 человек. Церковь стояла возле речки Светланки, недалеко от почтового тракта. Не восстановлена. До появления министерской школы, кирпичное красное здание которого стоит до сих пор около федеральной трассы, в селе была церковная школа грамоты. Такая школа давала минимально необходимые знания по письму, чтению, арифметике и Закону Божию. Министерская школа, построенная в 1910 г., церковь и крестьянские рубленные избы с резными ставнями создавали необыкновенный колорит села Душкино.  Настоящее здание бывшей школы остается визитной карточкой и с. Душкино, и всей Ливадийской территории. Таких зданий – бывших школ — по трассе Душкино-Уссурийск осталось всего три – наша, в Романовке (ныне здание администрации) и в районе Кипарисово (в нем расположено агенство ритуальных услуг). Очень бы хотелось, чтобы здание нашей школы  государство взяло под охрану, как памятник истории. К сожалению, с годами разрушаются самобытные душкинские дома. По рассказам старожилов вдоль трассы их было очень большое количество. Нынешние хозяева перестраивают и отделывают дома современными материалами, что естественно меняет облик села. Но остались еще три-четыре дома, которые сохранили дух той, прежней деревеньки Душкино.

На ул. Комарова стоит дом, в котором правнук его первого хозяина Ивана Тупика, Андрей Тупик сохранил в доме в первозданном виде русскую печку, горшки, ухваты, детскую люльку, хозяйственные инструменты, мебель, хомуты, сумку, с которой члены семьи ходили на покосы. Несколько икон прадеда из восточного угла дома все также встречают входящих. Из газеты «Владивосток» за 1911 г. выяснился примечательный факт: «…При въезде в село на воротах прибита доска с надписью: «Просят затворять ворота. Кто не затворит – штраф 50 коп.». Так эти ворота, как и дорога, располагались недалеко от забора Ивана Тупика, и он следил, чтобы ворота были закрыты.

На берегах залива Восток, бухты Рифовая, бухты Анны люди селились издавна. При обследовании этих территорий в 60-80-е годы  прошлого века археологи находили доказательства проживания здесь людей и в период неолита, и в средневековье. Артифакты хранятся в местном музее «Залив Восток», который является интереснейшим  объектом для знакомства жителей и гостей края с нашей территорией. Музей создан в 2005 г. и хранит в своих фондах уникальные документы и экспонаты, рассказывающие о жизни шести поселков с момента их образования и до сегодняшнего дня, о тружениках предприятий, о героях труда и войны. Есть отдельные залы с морскими и природными экспонатами. В сочетании с биологической станцией «Восток» Института биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН СССР в п. Авангард и базой адаптации морских млекопитающих (дельфинариум) в п. Средний, музей является интереснейшим туристическим объектом, который надо финансово поддерживать и развивать. Залив Восток – один из уникальнейших уголков природы не только в Приморье, но и в России. Не случайно именно в его акватории в 1989 г. был образован Государственный природный комплексный морской заказник краевого значения «Залив Восток» ДВО РАН СССР. Теплое море и золотой песок, удивительное соседство морской акватории и пресного озера, год от года привлекают на отдых большое количество отдыхающих. Огромную популярность имеет по всему дальневосточному  региону база отдыха «Радуга».

Поселки Авангард, Средняя и Анна зарождались как рыбацкие поселки. В Авангарде появился рыболовецкий колхоз «Авангард», в Средней и Анне со временем рыбобазы преобразовались в рыбозаводы. В трудные военные годы это здесь в дальневосточном тылу рыбаки и рыбообработчики, их жены и дети внесли немалый вклад в дело Победы Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. А китокомбинат в Анне? Подобного не было ни в одном поселке нашего округа. А памятник землякам – жителям с. Анны и Зембрены, погибшим в боях Великой Отечественной войны? Он стал достопримечательностью села, к нему стремятся приехать и туристы из Находки, Владивостока и гости края. У его подножия заканчиваются все экскурсионные маршруты по нашей территории. Нельзя забывать и о военных сооружениях — ДОТах (всего их осталось 8), которые стоят по побережью наших бухт. Это тоже исторические объекты, это часть военной истории нашего округа. Самый первый памятник находкинского района появился в 1939 г., и где бы вы думали?…на территории поселка Тафуин.  Это статуя В.И. Ленина.

Отдельной страницы в истории заслуживает поселок Тафуин (ныне Южно-Морской). Нельзя оставить без внимания корейское население, которое основало на территории полуострова первое поселение с этим названием и занималось добычей краба, рыбы, сбором морской капусты. Когда в 1916 г. русский промышленник князь Н.Н. Шаховский построил один из первых крабоконсервных заводов в южной части Приморья — эти корейцы стали его первыми работниками, к ним присоединились и русские крестьяне из ближайших деревень. Завод Шаховского стал прародителем современного рыбоперерабатывающего предприятия ОАО «Южморрыбфлот», который готовится в 2016 г. отметить свое 100-летие. На территории Находкинского городского округа это единственное предприятие с таким серьезным стажем. Рыбокомбинат «Тафуин», рыбокомбинат им. Надибаидзе, База сейнерного флота им. Надибаидзе – это все названия одного предприятия, в рядах работников которого за долгие годы родилась не одна плеяда известных капитанов, прославленных мастеров-рыбообработчиков. Это ему — первому на Дальнем Востоке  в 1942 г. было вручено Красное Знамя Государственного Комитета обороны СССР. Имя его труженицы Агнии Ефимовны Трояновой, Героя Социалистического труда, орденоносца – было присвоено рыболовному  судну. Это был первый и единственный случай в стране того времени. На ее доме несколько лет назад разместили памятную табличку. А директор тафуинского рыбокомбината, Шалва Георгиевич Надибаидзе, который руководил предприятием в трудные военные годы, позже возглавил «Главпримрыбпром». Имя Надибаидзе носят улицы населенных пунктов, а также крупнотонажная плавучая база.

 В 1929 г. в бухте Гайдамак был образован первый на территории нынешнего Находкинского городского округа рыболовецкий колхоз под названием «Сучан». В 1932 г. журналист Петр Кулыгин напишет: «…«Сучан» — колхоз, делам и жизни, в котором можно позавидывать…100 корейских семей объеденены колхозом здесь, в похожем на большой сад Гайдамакском селе…Сейчас в Приморье – это один из богатейших колхозов…». Его преемником является нынешний рыболовецкий колхоз «Тихий Океан». В этом году у него тоже солидная дата – 85 лет, но руководство отсчитывает возраст колхоза с 1937 г. 

В 1932 г. на базе парового завода, слипа и бондарной мастерской, оставшихся от производства графа Г.Г. Кейзерлинга, на берегу бухты Гайдамак появилась первая в нашем районе Моторно-рыболовная станция. Она обслуживала ближайшие рыболовецкие колхозы. Но еще в 1897 г. первые судоремонтные работы проводились на слипе Генриха Кейзерлинга на мысу, где сейчас стоит Агаровый завод. Известный приморский маринист Валерий Шиляев запечатлел на своей картине как рыбоохранная шхуна «Сторож», которой командовал Фридольф Гек, стоит на ремонте на этом слипе. Агаровый завод в Ливадии – тоже был единственным на находкинской территории. По стране в 60-70-е годы прошлого века их было всего пять.

Бухта Гайдамак – родина большого судоремонта. В 1947 г. на побережье бухты был построен Гайдамакский судоремонтный завод. Благодаря этому заводу Гайдамакское село превратилось в благоустроенный рабочий поселок. А слава этого завода разлетелась по всей стране. На рыбалку уходили построенные на заводе суда с именами на борту передовых работников предприятия. Но пришло время, и деятельность ГСРЗ закончилась, но не совсем. Ныне на базе этого завода работает современное предприятие «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод». И снова уходят в плавание от бухты Гайдамак отремонтированные рыболовные суда. Жизнь продолжается, а значить,  будут новые страницы истории…

 

 

 

 

 

 



ГосУслуги

Официальный сайт администрации Приморского края
Перейти к верхней панели